Победа над здравым смыслом

08.05.2015 12:00
 

 

 

Фотография: Facebook

08.05.2015, 10:03 | Анна Семенова

 

Подготовка к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне сопровождается множеством скандалов. Авторы поздравительных плакатов путали советских и немецких солдат, ставили марципановые фигурки мертвых воинов на торты, наносили георгиевскую ленту на туалетную бумагу и рекламу фарша, а также отправляли ветеранам приглашения в морг.

Стремление быть причастными к великому празднику нередко принимает абсурдные формы. Так, в Перми на мероприятия ко Дню Победы было выделено более 20 млн руб., в том числе на проведение патриотического косплея «Все вместе за родину!». По правилам проекта, на который было выделено 160 тыс. руб., участники выбирают образ — фотографию военных времен — для подражания и дальнейшей реконструкции. Желательно было иметь внешнее сходство с героем фотографии. Цель косплея — «популяризация героев, формирование у участников патриотизма, развитие творческих способностей». Победители отправятся в крупнейший парк активного отдыха на Урале.

Большинство участников не реконструировали фотографии, а просто вставили свои лица на место лиц героев войны фотошопом.

Особое недовольство вызвала фотография, где в образе маршала Александра Василевского был представлен зампред Пермской городской думы Юрий Уткин.

В Новосибирской области решили даже не стилизовать фотографии под военные времена, а действовать в лоб. В регионе, где в этом году пройдут крупные избирательные кампании, появился огромный баннер с фотографиями четырех политиков Новосибирска с надписями: «Ура! Победа!», «Помним о прошлом, живем настоящим, верим в будущее» и георгиевской ленточкой. Прохожие и автомобилисты резонно замечали, что данные люди к Победе не имели никакого отношения. Несмотря на сотни возмущенных обращений в местную мэрию, плакат не демонтировали.

Банкет в погребальной конторе

В некоторых случаях в скандалы вынуждены вмешиваться правоохранительные органы. Так, в правительстве Калининградской области проходят внутренние проверки в связи с раздачей на центральной площади города листовок. В брошюрах от имени губернатора Николая Цуканова ветеранов поздравляют с Днем Победы и предлагают абсолютно бесплатно в честь праздника воспользоваться услугами морга. При этом ни губернатор, ни сотрудники областного бюро судебно-медицинской экспертизы, которые и должны организовать бесплатные похороны, заявили, что никакого отношения к листовкам не имеют. Губернатор назвал инцидент «грязной акцией с политическим подтекстом» и подал заявления в ФСБ и МВД региона.

В той же Калининградской области в 2007 году ветераны получили поздравительные открытки с рекламой похоронного бюро. Владелец регионального филиала Военно-мемориальной компании Радик Хусаинов, отправивший листовки, тогда заявил, что в действиях компании нет ничего оскорбительного. «Я поздравил ветеранов с Днем Победы, дал реквизиты и не знаю, в чем виноват и в чем провинился», — заявил он тогда. Отметим, что аналогичный случай произошел в 2013 году в Мурманской области.

В Екатеринбурге Следственный комитет организовал проверку действий сотрудников похоронного бюро, куда ветеранов пригласили на праздничное чаепитие и подарили скидку в 10% на памятник и искусственные цветы.

Когда компания организовывала благотворительное мероприятие, ее сотрудники не предупредили пенсионеров об антураже. «В связи с этим у некоторых из приглашенных пенсионеров, когда они выяснили, где с ними будет проведено мероприятие, возникла крайне негативная оценка действий сотрудников похоронной фирмы, и пожилые люди испытали сильное эмоциональное переживание, что может отрицательно отразиться на их здоровье», — сообщили в Следственном комитете.

Закусить похоронкой

Тематике Великой Отечественной войны в этом году посвящают львиную долю всех мероприятий вне зависимости от того, насколько их особенности соответствуют духу праздника. Так, в Ижевске в конце марта прошел студенческий конкурс боди-арта на тему «Виды и рода войск, действовавших во время Великой Отечественной войны, от кавалерии до летчиков и реактивной артиллерии». Участники конкурса рисовали самолеты, танки, российский флаг, георгиевские ленты и Вечный огонь на своих телах. Фотографии были выложены в интернет, на что авторы получили десятки возмущенных комментариев и обвинений в организации «шабаша» и «провокации». В итоге снимки были удалены.

По словам начальника управления организационно-воспитательной работы со студентами ИжГТУ Игоря Селеткова, конкурс был инициативой студентов. Руководство вуза увидело «эти перегибы», но не в правилах вуза запрещать свободу мысли учащихся. Дело ограничилось воспитательной беседой и внушением на будущее.

Еще один неоднозначный конкурс был проведен в Красноярске. В нем состязались лучшие кондитеры Сибири, а темой стало 70-летие Победы. Победителем стал автор трехъярусного торта, декорировавший изделие марципановой фигуркой отца, выносящего убитого сына из разрушенной деревни, — копией памятника в мемориальном комплексе «Хатынь». Остальные участники украшали свои торты поминальными стаканами, похоронками и подбитыми самолетами. История закончилась отставкой главы краевого министерства культуры Елены Паздниковой, однако в правительстве региона связь этого события с конкурсом отрицают.

Триумфальная марка

Символика победы стала использоваться всюду, где можно, и даже там, где это совсем неуместно. Так, в марте в магазинах Санкт-Петербурга появились крабовые палочки «Доблестные» в упаковке характерной оранжево-черной расцветки. Они до сих пор доступны на сайте производителя, который одновременно выпустил палочки «Отечественные», уже в цветах российского флага.

 

 

Традиционно перед Днем Победы в магазинах также можно найти обвязанные георгиевскими ленточками бутылки со спиртным, кефиром, упаковки майонеза, бананы, вьетнамки, тематические конфеты, ароматизаторы для машин, влажные салфетки, нижнее белье и даже туалетную бумагу. А в Ижевске на плакате с поздравлением с Днем Победы разместили рекламу услуг ассенизаторов.

В прошлом году можно было увидеть банки пива с рассказами о героях Великой Отечественной войны и изображением георгиевской ленты. Кроме того, символика Победы в разное время использовалась для рекламы фарша, ликвидации немецких кроватей в мебельном магазине (фронтовые фотографии украшали диванные чехлы), магазина мужской одежды из Германии, а также в меню ресторана «Мюнхен» и сети ресторанов с немецкой, итальянской и японской кухней.

Но дальше всех пошли в Екатеринбурге.

На ценниках сети секс-шопов к товарам, продающимся со скидкой, появилось изображение ордена Отечественной войны II степени.

Запустив акцию «Все народу-победителю», в магазинах хотели «от души поздравить покупателей» с наступающим 70-летием Победы. Идею не оценили, депутат законодательного собрания Алексей Коробейников обратился в прокуратуру с запросом дать правовую оценку факту, а правоохранительные органы города предупредили коммерсантов о недопустимости спекуляции на празднике Дня Победы.

Чужие среди своих

Крайне распространены в праздничных плакатах и исторические ляпы. Так, 5 мая в Алапаевске Свердловской области на улице разместили билборд с изображением колонны марширующих немецких солдат. Местные власти уже через час убрали плакат и сообщили, что изготовление билбордов — инициатива частного предпринимателя, который занимается полиграфическими услугами. Заявление на бизнесмена уже поступило в прокуратуру.

«Всего на улицах города появилось 12 плакатов, изготовленных по инициативе коммерсанта. Десять из них были адекватными и два — фашистскими», — сообщил мэр Алапаевска Станислав Шаньгин.

Аналогичный случай произошел в подмосковной Ивантеевке, только там был плакат с изображением пилотов люфтваффе за штурвалом Junkers Ju 88 и надписью: «Они сражались за Родину». Он провисел около 12 часов, пока прохожие не разглядели детали.

Мэр Ивантеевки Сергей Гриднев принес официальные извинения «ветеранам Великой Отечественной войны, жителям города, области, страны» и пообещал разобраться, «кто конкретно виноват, что так получилось». Свои извинения принесли и разработчики дизайна баннера, сообщив, что виной всему халатность дизайнера и его уже уволили.

В апреле 2013 года в Тюмени случилась похожая история. На улицах появились плакаты с надписью: «Спасибо за мирное небо над головой» и коллажем из 15 фотографий, на 3 из которых были немецкие солдаты. На одном снимке были изображены катящие орудие гитлеровцы, на другом запечатлены панцергренадеры, а на третьем — что-то пишущий на бумаге солдат в пилотке с немецким орлом. Глава управы Центрального административного округа Тюмени Валерий Борисов, заказавший плакат, распорядился его демонтировать, однако заявил, что не видит в подобранных изображениях ничего предосудительного.

«На фотографии какой-то немец писал письмо домой о том, что Россия победила, что тут плохого?» — попытался сгладить ситуацию чиновник.

Грамматика капитулировала

Самыми безобидными в этой подборке, наверное, можно назвать грамматические и орфографические ошибки. Особой популярностью пользуется слово «праздник», где периодически пропадает буква д. Буклеты с такой ошибкой, в частности, раздавали в Новосибирске. Блогеры уже предложили организаторам «Тотального диктанта» включить слово «праздник» в плакаты серии «Важные моменты — правильные слова».

Ранее в Якутске на плакатах с портретом ветерана Прокопия Березина было указано, что он родился в 1992 году, а также то, что он «награжден орденом Отечественной войны II степени «За освобождение Ленинграда, за Германии, за Японии».

В Москве в 2013 году Рождественский бульвар украсили стендами в форме книг, на которых были написаны стихи о войне, но с неожиданным авторством. Например, поэту-фронтовику Павлу Шубину досталось окончание поэмы «Зинка» Юлии Друниной. Борис Пастернак получил листок со стихами «Пейзаж» и «Затишье» поэта Иосифа Уткина, а заодно и чужую фотографию. В свою очередь, Друнина стала автором второй половины стихотворения «В эту полночь» Шубина. А на странице с фотографией Уткина оказались стихи Анны Ахматовой «Победа» и «Победителям». Самой Ахматовой приписали авторство поэмы Пастернака «Разведчики». После того как на путаницу обратили внимание блогеры, плакаты срочно поменяли.

Но абсолютный пока рекорд был поставлен в прошлом году в Чите. На одной из центральных улиц города появился патриотический баннер с фотографией героя СССР Алексея Золотарева и небольшой справкой о его подвигах. В тексте было допущено 14 грамматических ошибок. Так, слова «Советский Союз» и «Забайкалье» начинались со строчных букв, слово «коммунист» потеряло одну из м, также встречались такие слова, как «неприрывный» и «доконца».

Оказалось, что инициатором увековечения памяти Золотарева стало местное отделение КПРФ. Но они только отправили рекламному агентству фотографию Героя СССР и сообщили информацию, которую бы хотели видеть на баннере. В рекламном агентстве сразу признали свою ответственность и изготовили новый баннер.

Битва за справедливость

В Минобороны утверждают, что не могут следить за достоверностью всех поздравительных баннеров, для этого пришлось бы создавать специальный отдел. Если речь идет о рекламе, то ситуацию имеет право регулировать Федеральная антимонопольная служба. Но тут есть две тонкости. Во-первых, процесс признания рекламы неэтичной требует заседания экспертной комиссии, а для этого нужно время, в течение которого плакат демонтировать нельзя. Во-вторых, критерии этичности в законодательстве прописаны крайне расплывчато, поэтому далеко не всякую рекламу можно признать не соответствующей закону.

Тем не менее успешные примеры срочного демонтажа неуместной рекламы все же есть. В начале апреля громкий скандал разразился из-за владельца пивной в Канске Красноярского края, который разместил плакат с надписью: «За Победу». На нем была изображена знаменитая сцена из фильма «Кавказская пленница», где Трус, Балбес и Бывалый пьют пиво. При этом у них на груди приколоты георгиевские ленточки, в тех же цветах сделан галстук у Труса, а происходит все это на фоне фотографии, где советский солдат водружает знамя над Рейхстагом в Берлине.

После того как местные жители возмутились, плакат был спешно демонтирован. Владелец пивной Олег Погодин объяснил, что повесил такой плакат без всякой задней мысли, чтобы поздравить ветеранов. «Там нигде нет слов «пиво» и «магазин», просто три уважаемых и известных человека выпивают за победу», — недоумевает владелец пивной.

Местное управление ФАС признало плакат неэтичным.

«Пиво и символы победоносного Советского Союза расположены слишком близко друг к другу», — говорится в заключении ведомства.

В том же Красноярске с неуместной рекламой прославился провайдер «Аверс Телеком». На их плакате изображена Родина-мать авторства Ираклия Тоидзе, а рядом текст «Нам не страшна дороговизна и нэп, подключаем выгодный интернет!». Управление ФАС также признало, что в данной рекламе есть нарушение законодательства и этических норм. По этим двум случаям возбуждены административные дела, предпринимателям грозит штраф до 500 тыс. руб.

Партнеры