Впервые в почти 40-летней истории знаменитого автомарафона «Дакар» представители России стали победителями в двух зачетных категориях: соревнования среди грузовиков выиграл экипаж Эдуарда Николаева, а лучшим квадроциклистом стал Сергей КарякинЗаключительный этап ралли-рейда традиционно называется «этапом дружбы» и не вносит особенных изменений в итоговую классификацию. Когда соревнования проводились в Африке, их финишной точкой был этап на берегу Розового озера – это был своеобразный парад воли тех, кто добрался до конца многодневного автомарафона.
«Дакар-2017», стартовавший 2 января в столице Парагвая Асунсьоне, финишировал в субботу в главном городе Аргентины Буэнос-Айресе.
Протяженность последнего спецучастка составляла всего 64 км, так что он лишь скорректировал итоговую таблицу.
Команда «КАМАЗ-мастер» стала четырнадцатикратным победителем Дакара, а Николаев повторил свой успех 2013 года. Вторым в общем зачете стал еще один российский экипаж во главе с Дмитрием Сотниковым.
Старт гонки получился не самым ярким у российских грузовиков, но уже на третьем этапе к Николаеву пришла первая победа, а Сотников возглавил общий зачет после четвертого этапа. Борьба за лидерство в генеральной классификации была нешуточной: на первой строчке по ходу марафона сумели побывать сразу пять экипажей.
Однако за итоговую победу во второй части ралли-рейда боролись уже только трое — Николаев, Сотников и на тот момент действующий победитель «Дакара» голландец Жерар де Рой.
То лидерство, которое сохранилось уже до самого конца «Дакара-2017», пришло к Николаеву после отмененного из-за погоды 9-го этапа. Итоговое его преимущество над Сотниковым после победы на последнем этапе составило 18 минут 58 секунд, де Рой отстал от победителей более чем на 41 минуту, став в итоговом протоколе третьим.
«Судьба гонки решалась практически на последних ее этапах. И при примерно одинаковом уровне подготовки машин и пилотов решающим фактором стали навигационные навыки штурманов экипажей. И в этом преуспели российские специалисты, — называет и других героев этого марафона пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер», отмечая, что
в лидеры российским грузовикам удалось выйти за счет грамотных действий штурманов Евгения Яковлева (экипаж Николаева) и Руслана Ахмадеева (экипаж Сотникова).
«КАМАЗ» Айрата Мардеева, побеждавшего на «Дакаре» в 2015 году, в этот раз стал в общем зачете пятым. Отставание от Николаева в итоге составило около 2 часов 27 минут. Четвертый экипаж команды «КАМАЗ-мастер» под управлением Антона Шибалова стал в генеральной классификации 19-м.
Екатеринбургский гонщик Сергей Карякин с четвертой попытки покорил «Дакар», хотя в какой-то момент его участие в гонке было под вопросом — из-за смены спонсора по ходу 2016 года. В итоге подготовленный по собственным разработкам квадроцикл доделывался буквально в последние дни, но все эти усилия были оправданы итоговым результатом:
после седьмого места на дебютном «Дакаре», обидного схода во второй своей попытке и четвертого места в третьей к Карякину пришла победа.
Добыта она была также на последних этапах — 10-й и 11-й Сергей выиграл с преимуществом в 10 и 20 с лишним минут над ближайшим из преследователей. Тем не менее итоговый отрыв от победителя «Дакара-2014» чилийца Игнасио Касале получился просто гигантским — 1 час 14 минут 51 секунда.
Третье место в генеральной классификации среди квадроциклистов занял аргентинец Пабло Копетти, проигравший Карякину более 4 часов 20 минут.
«Эта победа очень важна для России — наша страна раньше побеждала только в соревнованиях среди грузовиков. Теперь мы победили в квадроциклах,
и это то, к чему я стремился все эти годы», — сказал российский гонщик после финиша на последнем этапе.
На «Дакаре» этого года впервые соревнования прошли в пяти зачетных дисциплинах — к четырем, ранее сражавшимся в Южной Америке (в Африке не было квадроциклов), добавилась категория UTV, разновидность багги. В ее стартовом листе было восемь пар участников, из которых до Буэнос-Айреса добрались пять экипажей.
Российские гонщики Равиль Маганов и Кирилл Шубин после победы на первом спецучастке даже успели полидировать в генеральной классификации, но в итоге стали третьими.
При этом дебютанты «Дакара», кроме первого, сумели выиграть еще 5-й, 7-й и заключительный 12-й этапы.
Победителями в этом классе стали бразильцы Леандро Торрес и Лоривал Ролдан, намного опередившие конкурентов: ставшие вторыми китайцы Ван Фуцзян и Ли Вэй проиграли им более 4 часов 42 минут, а россияне — более 6 часов 5 минут.
Победителем в мотокатегории впервые в своей карьере стал британец Сэм Сандерленд, захвативший лидерство в общем зачете на пятом этапе и с того времени только наращивавший его. В итоге на финише марафона его преимущество над австрийцем Маттиасом Валькнером составило 32 минуты ровно. Третьим среди мотогонщиков стал испанец Жерар Фаррес, отставший от победителя почти на 36 минут.
Он лидировал после второго этапа, но на третьем выбыл из тройки, а по ходу четвертого попал в аварию, получив перелом бедра и досрочно выбыв из соревнований.
А вот два российских участника в зачете мотоциклов — Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова — героически сумели добраться до финиша многодневки.
Иванютин в итоге стал 32-м, а Нифонтова показала 75-й результат из 97 завершивших гонку мотоциклистов.
В самом престижном классе соревнований, где собрались звезды раллийного автоспорта и мастера ралли-рейдов, развернулась самая острая борьба, а в итоге на пьедестале почета оказались три знаменитых француза — Стефан Петерансель, Себастьян Лёб и Сириль Депре.
На старте марафона конкуренцию им составляли другие легендарные автогонщики, ранее побеждавшие на «Дакаре», — катарец Нассер Аль-Аттия и испанец Карлос Сайнс-старший.
Однако оба они попали в аварии — на третьем и четвертом этапах соответственно — и выбыли из дальнейшей борьбы.
После одного из этапов во французском споре лидировал Депре, пять раз выигрывавший «Дакар» на мотоцикле, но в итоге победу оспорили легенда ралли-рейдов Петерансель и девятикратный чемпион мира в классическом ралли Лёб.
На ставшем ключевым почти во всех категориях участников 10-м этапе Петерансель сумел создать себе более чем пятиминутный гандикап, который и удержал до конца соревнования, несмотря на все усилия Лёба, выигравшего два последних спецучастка.
В итоге Петерансель стал 13-кратным победителем «Дакара» (шесть раз в зачете мотоциклистов, семь — среди внедорожников), а Лёб, во второй раз принимавший участие в этом ралли-рейде, стал вторым,
уступив 5 минут 13 секунд. Депре отстал от победителя на 33 минуты 28 секунд. Экипаж россиянина Сергея Шихотарова показал 37-й результат.