В День железнодорожника глава Федеральной пассажирской компании Петр Иванов ответил на вопросы читателей АиФ.ru.
В этом году День железнодорожника в России отмечает 120-летие. В этот день АиФ.ru попросил генерального директора Федеральной пассажирской компании Петра Иванова ответить на вопросы читателей.
— В последнее время всё чаще приходится покупать билеты на поезда, в стоимость которых включен обед. Почему пассажир при покупке билетов не может отказаться от навязываемого сервиса?
— Питание включено в стоимость билета далеко не на все поезда ФПК. Оно не входит в стоимость билетов в плацкартные и общие вагоны, а также купейные вагоны нефирменных поездов. Поэтому у пассажира всегда есть выбор, в каком поезде отправиться в путешествие.
Питание включено в стоимость проезда в большинстве вагонов «Люкс», СВ, купе фирменных поездов. Также питание включено в стоимость проезда в вагонах СВ и купе нефирменных поездов, относящихся к категории вагонов повышенной комфортности и имеющих класс обслуживания 1Б, 1Е, 1Э, 2Э, и в вагонах с местами для сидения 1-го класса — это двухэтажный поезд Москва — Воронеж, «Стриж» Москва — Нижний Новгород, дневные поезда Москва — Ярославль, которые также являются вагонами повышенной комфортности и относятся к классу обслуживания 1P, 1В.
Сейчас проводится анализ различных дополнительных услуг, включенных в стоимость билета, чтобы отделить необходимые от необязательных. В частности, есть возможность выбора варианта питания при заказе билета. При этом если пассажир вообще не хочет заранее оплачивать питание — предложим места в поездах, где услуга питания не включена в стоимость проезда. Также поступают жалобы на недостаточность предоставляемой на продолжительный путь следования однократной услуги питания. Поэтому в дальнейшем планируется введение возможности выбора пассажирами кратности услуг питания, включенного в стоимость проезда, на этапе оформления проездных документов.
— Часто покупаю билеты на поезда дальнего следования онлайн, не проходя онлайн-регистрацию. Постоянная картина, которую наблюдаю: нерабочие терминалы, в которых невозможно распечатать билет, чтобы сесть в поезд. Более того, по этой причине пару лет назад так и не смогла сесть на поезд. Все терминалы на вокзале были нерабочими, администратора не было на месте в течение 15 минут, а в трёх действующих кассах дальнего следования меня уверяли, что «не умеют распечатывать электронный билет». Как вы следите за исправностью терминалов и обучением сотрудников?
— Скорее всего, вы имеете в виду распечатку не электронного билета, а посадочного талона. Если после приобретения электронного билета вы не проходите on-line регистрацию, то на территории России у вас есть возможность получить посадочный купон на бланке проездного документа в кассе дальнего следования или самостоятельно распечатать в терминале самообслуживания. В настоящее время контроль за работоспособностью терминалов усилен, все неисправности выявляются и ликвидируются в максимально оперативном режиме. Кроме того, обучение и повышение квалификации сотрудников проводится на постоянной основе и весь персонал обладает необходимыми техническими навыками.
Если вы столкнетесь с проблемой неработающих терминалов, или в кассе дальнего следования вам откажут в выдаче посадочного талона — сообщите на мою электронную почту IvanovPV@fpc.ru.
— Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что мешает сегодня довести скорость движения наших скоростных поездов до мирового уровня? Какой абсолютный рекорд скорости сейчас установлен на рельсовых путях РФ и станет ли реальностью идея Илона Маска — транспортный проект под названием Hyperloop в России?
— Наши скорости фактически ограничены возможностями инфраструктуры и поездов — большинство вагонов могут двигаться с максимальной скоростью 140 км/ч. Для обеспечения более высокой скорости требуется и подготовка соответствующих путей, и подготовка соответствующего состава.
Со скоростью до 200 км/ч могут передвигаться «Невский экспресс», «Стриж» и международные поезда. На территории России скоростных направлений сегодня очень мало, есть только отдельные небольшие участки железных дорог, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, на которых поезда могут идти с высокой скоростью.
Пока развивается направление Москва — Санкт-Петербург. Что касается других направлений, это будет зависеть от возможностей инфраструктуры и возможности пропуска поездов в графике движения по конкретным направлениям.
— Формат электронных билетов очень удобен, но почему необходимо обязательно распечатывать бланк?
— На сегодняшний день для посадки в поезд пассажир, оформивший электронный билет, обязан пройти процедуру регистрации. Ее можно осуществить двумя способами:
ФПК проводит работу по упрощению процедуры посадки в поезд пассажиров, прошедших on-line регистрацию, на основании документа, удостоверяющего личность. Для этого поездные бригады наших поездов планомерно оснащаются специализированными техническими средствами контроля посадки пассажиров, позволяющими контролировать нелигитимные (возвращенные, аннулированные) билеты.
— Раньше были разговоры о введении вагона для курящих, пусть с повышенными ценами. Где они? Почему проводникам «можно» курить в тамбурах в печку, а пассажирам — нельзя.
— Курение в поездах дальнего следования запрещено. Ни курение в тамбурах, ни отдельные вагоны для курящих законом не предусмотрены.
Если на ваших глазах кто-то курит в тамбуре или в туалете, необходимо сообщить проводнику. Если проводник не сможет решить этот вопрос, необходимо обратиться к начальнику поезда. Если начальник поезда сам не справится, он вызовет наряд полиции. Других вариантов сегодня законодательство не предполагает.
— С динамическим ценообразованием билеты на поезд стали дороже билетов на самолет (например, Волгоград — Москва). С чем это связано?
— У системы динамического ценообразования три основных принципа. Первый — чем раньше, тем дешевле. Второй — чем выше спрос, тем выше цена. И третий — чем ниже категория вагона, тем дешевле. Используя возможности системы, пассажиры, планирующие поездку заранее, могут значительно сэкономить на стоимости проезда. Скорее всего, вы обращаете внимание на стоимость билета не в момент начала продаж, а ближе к дате отправления в период повышенного спроса на этот маршрут и выбираете места в вагонах повышенной категории.
Например, в первый день продаж тарифы в вагоны купе на фирменном поезде № 001И сообщением Москва — Волгоград отправлением 1 сентября 2016 года составляли 3179,5 руб. при проезде на верхней полке и 4017 руб. при проезде на нижней полке. На скором поезде № 015Й сообщением Москва — Волгоград отправлением 1 сентября 2016 года — 2099,50 руб. при проезде на верхней полке и 2718 руб. при проезде на нижней полке.
В соответствии с графиком гибкого регулирования тарифов (без применения динамического ценообразования) стоимость проезда в период с 1 сентября по 30 сентября 2016 года на данном маршруте составляла бы в фирменном поезде 5085,7 руб., что выше опубликованного в первые дни продаж на 22%, в скором поезде — 3390,4 руб., что выше опубликованного в первые дни продаж на 20%.
— Почему при оформлении билета за баллы «РЖД Бонус» все равно приходится доплачивать часть деньгами?
— Стоимость билета в поезда ФПК состоит из двух частей — тарифа за перевозку пассажира и сервисных услуг, например, постельное белье, питание и гигиенический набор. Тариф за перевозку — это непосредственно услуги ФПК, а стоимость сервисных услуг компенсируется их поставщикам. Баллы «РЖД Бонус» являются скидкой на проезд, поэтому сейчас ими можно оплатить только тариф на перевозку без учета сервисных услуг. Но мы проводим работу с поставщиками услуг о возможности их оплаты также посредством баллов программы «РЖД Бонус».
— Почему был отменен поезд «Москва — Вильнюс»? Есть ли вероятность, что этот маршрут будет возобновлен?
— Решение о корректировке размеров движения на участке Москва — Вильнюс было принято совместно железнодорожными администрациями России и Литвы для сокращения эксплуатационных расходов в связи со снижением объемов перевозок между Российской Федерацией и Литовской Республикой.
С 13 декабря 2015 г. поезд № 5/6 Москва-Вильнюс формирования АО «Литовские железные дороги» был отменен, но в состав поезда Калининград-Москва этой компании были включены группы прицепных вагонов сообщением Москва-Вильнюс.
Возобновление курсирования поезда № 5/6 Москва-Вильнюс возможно в случае увеличения пассажиропотока на этом направлении.
— Как сейчас на поезде попасть в Крым? Сколько это занимает времени?
— Перевозки в семь основных городов Крыма — Керчь, Симферополь, Севастополь, Судак, Феодосию, Евпаторию и Ялту возобновились с 30 апреля и закончатся 30 сентября. Пока нет прямого железнодорожного сообщения, пассажирам предлагаются смешанные перевозки. То есть на поезде до станций Анапа или Краснодар, потом на автобусе, пароме и еще одном автобусе до Судака, Феодосии, Симферополя, Ялты, Севастополя, Евпатории, Керчи. Все рейсы состыкованы по времени отправления. Для поездок в Крым действует единый билет, в который включены поездки на всех используемых видах транспорта. Купить билет можно как через интернет, так и в кассах. Уже сейчас этим предложением воспользовалось свыше 340 тысяч человек, это на 20% выше результатов прошлого года. По предварительным оценкам к окончанию перевозок количество превысит 370 тысяч человек. По полигону обслуживания ФПК в зависимости от города отправления и прибытия, выбранного маршрута и времени отправления поезда время в пути составляет от 10-15 часов и более. Например, из Москвы — до двух суток. Из более удаленных городов время в пути может составлять трое суток и больше.
— Подскажите, пожалуйста, какие скидки и льготы есть для детей и что нужно, чтобы ими воспользоваться?
— Впервые в летний период 2016 года предоставляется скидка в размере 50% на проезд детей и организованных групп детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно. Скидка предоставляется в период с 1 июня по 31 августа 2016 г. на проезд в плацкартных, общих вагонах, вагонах с местами для сидения поездов, курсирующих во внутригосударственном сообщении. Для оформления проездных документов ребенка на поезда отправлением с 1 июня по 31 августа 2016 г. достаточно предъявить в билетную кассу свидетельство о рождении или паспорт.
Кроме того, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, при проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом на перевозку детей, который составляет 35% от полного тарифа.
— Я задумался о путешествии в Финляндии. Хочется поездить по стране на своей машине (аренда дорогая в Европе, а ведь еще бензин). Слышал, у вас есть услуга перевозки машины в специальном вагоне? Можете рассказать подробнее? Как это происходит, сколько стоит, что я должен знать?
— Перевозка автомобиля в составе регулярных поездов осуществляется по следующим маршрутам:
Перевозка транспортных средств осуществляется от начальной до конечной станции следования пассажирского поезда, в котором следует вагон-автомобилевоз, погрузка, выгрузка в пути следования не осуществляется.
Если вы планируете осуществить путешествие на поезде вместе со своим автомобилем, до приобретения проездных документов необходимо:
1. Уточнить в Северо-Западном центре организации перевозок транспортных средств в Москве (8-499-260-26-72, 8-499-260-22-78) или Санкт-Петербурге (8-812-457-95-57) наличие в составе поезда на планируемую дату поездки вагона-автомобилевоза, а также свободных машиномест.
2. Заполнить онлайн-заявку на сайте или по телефону 8-800-775-00-00, либо заполнить заявление лично в специализированных кассах за 5-45 суток до отправления поезда. В случае подтверждения заявки воспользоваться бесплатной курьерской доставкой пакета перевозочных и проездных документов по удобному для вас адресу или оформить документы на перевозку автомобиля и оплатить перевозку в специализированных кассах.
При резервировании машиноместа отправлением транспортного средства в период с 25 апреля по 10 сентября, с 20 декабря по 15 января выкуп зарезервированных машиномест должен быть произведен в течение 3 суток с даты подтверждения резервирования. При резервировании в срок менее 3 суток до даты отправления поезда, с которым следует вагон-автомобилевоз, срок выкупа составляет 1 сутки, но не позднее 1 суток до отправления поезда.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Путешествуйте с автомобилем».
— Подскажите, пожалуйста, есть ли скидки на Ж/Д-билеты для ветеранов труда?
— Льготы для ветеранов не предусмотрены, однако в этом месяце впервые Компания ввела скидку для пенсионеров. Для того, чтобы ее получить, необходимо зарегистрироваться в программе лояльности «РЖД Бонус». Участники программы пенсионного возраста имеют возможность приобретать билеты со скидкой в размере 5% на проезд в купейных вагонах поездов АО «ФПК». Скидка действует при оформлении проездных документов на поезда, курсирующие во внутрироссийском сообщении, отправлением с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2017 года.
При покупке билета в кассе необходимо назвать номер участника программы (номер карты) и сообщить кассиру о желании оформить билет со скидкой. Для получения скидки при покупке билета через интернет либо мобильное приложение при вводе данных о пассажире в электронную форму необходимо вписать номер участника программы «РЖД Бонус» в поле «Акции “РЖД Бонус”: для пенсионеров, студентов, по партнерским картам».
— Планирую поездку с детьми в поезде. Опасаюсь, что попаду в вагон без кондиционера. Можно ли заранее узнать, в какой вагон покупаешь билеты?
— На сегодняшний день установками кондиционирования воздуха оборудованы почти 70 % всех вагонов АО «ФПК». Гарантированно кондиционерами оснащены все вагоны фирменных поездов и вагоны повышенной комфортности пассажирских поездов.
При покупке билета необходимо обращать внимание на класс обслуживания, к которому относится выбранный вами вагон. Подробную информацию можно получить на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Пассажирам» — «Типы и классы обслуживания», на информационных стендах в прикассовых зонах и у билетных кассиров. Класс обслуживания, к которому относится вагон, также указан в правой части билета.