ПОЧЕМУ ВЛАСТИ МОСКВЫ РЕШИЛИ ОСВОБОДИТЬ СТОЛИЦУ ОТ "САМОСТРОЕВ"

10.02.2016 09:45

 

Утром москвичи стали свидетелями работ по сносу незаконных построек возле станций метро.Фото: Александр БОЙКО

"КП" отвечает на пять наивных вопросов по главной столичной теме [фото, видео]

1. Что такое самострой?

В Гражданском кодексе понятие самовольной постройки прописано достаточно четко. Это строение, возведенное на земельном участке, на котором не было разрешено строительство данного объекта. Или же разрешение было, но при сооружении были нарушены градостроительные и строительные нормы и правила.

- 104 объекта, предназначенные под снос, являются самовольно возведенными по трем признакам: земельные участки для целей капитального строительства Москва не выделяла, разрешение на строительство капитальных объектов не выдавалось и акты ввода объектов в эксплуатацию также не оформлялись, - прокомментировали "КП" в мэрии Москвы. - Если есть хотя бы один признак в отношении самовольной постройки из вышеперечисленных, то сооружение подлежит сносу.

2. Почему стихийные торговые точки не снесли раньше?

До июля 2015 года решение о сносе принимал суд. Нередко противостояние муниципалитета и собственника здания длилось несколько месяцев. И вот в сентябре прошлого года Госдумой были приняты поправки в Гражданский кодекс РФ, которые позволили властям самостоятельно принимать решение о сносе объекта в том случае, если он создает угрозу жизни и здоровью.

Почти 90% снесенных помещений возвышались над подземными линиями коммуникаций. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Почти 90% снесенных помещений возвышались над подземными линиями коммуникаций.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

3. В чем опасность самостроя для москвичей?

Почти 90% снесенных помещений возвышались над подземными линиями коммуникаций – телефонной канализацией, газопроводом, теплосетями, электросетями, водоотведением.

Например, самострой у станции метро «Сокол» (Ленинградский поспект, 73с2) стоял прямо над действующим газопроводом, через который идет газ для всего района.

- На сегодняшний день у нас нет доступа к газопроводу для проведения регламентных работ, - говорит гендиректор «МосГаза» Гасан Гасангаджиев. - Это небезопасно – при его повреждении может произойти серьезное ЧП. Кроме того, вестибюли метро здесь неглубокого залегания, и они могут быть попросту загазованы. Это серьезная опасность для пассажиров метрополитена. Предприятиям неоднократно выписывались предписания о том, что застроенность газопровода должна быть ликвидирована.

Надстройка над выходом со станции метро «Сухаревская» - тоже объект самовольного строительства.

- В 1998 году он был построен и введен как объект некапитальный, временный со сроком действия на пять лет, - отметил глава Госинспекции по недвижимости Сергей Шогуров. - Объект демонтируется, так как он может угрожать жизни и здоровью граждан.

4. Почему сносили ночью?

Прежде всего, чтобы обезопасить жителей Москвы. Большинство построек находились в зоне метро, то есть в местах с большим потоком людей. Если бы снос начали днем или утром, то вполне вероятно, мог случайно пострадать кто-то из прохожих. И еще одна причина ночного сноса - попытка избежать излишней шумихи. Не секрет, что были конфликты с некоторыми арендаторами, которые наотрез отказывались освобождать помещения, хотя были заранее предупреждены.

Развалины торгового павильона в районе метро Новослободская. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Развалины торгового павильона в районе метро Новослободская. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

5. Как быть тем, кто лишился бизнеса?

О том, что торговая точка подлежит сносу, власти предупреждали владельцев еще в декабре. Напомним, 8 декабря Правительство Москвы приняло постановление о сносе 104 опасных самовольных строений, расположенных в разных районах города. До конца месяца их хозяевам направили уведомления о необходимости снести незаконные сооружения, префектуры установили рядом с ними специальные информационные щиты. Но у нас ведь как принято, - пока рак на горе не свистнет... Вот и кинулись арендаторы выносить мебель и оборудование из павильонов под грохот ковша экскаватора. Тем не менее, власти решили, что раскулаченные бизнесмены не останутся неудел.

- Если владельцы этих сооружений хотят дальше заниматься бизнесом, то надо все оформить в соответствии с законодательством, - заявил мэрСобянин на заседании правительства Москвы.

Обиженные бизнесмены утверждают, что на здания, которые власти снесли этой ночью, было оформлено право собственности. Это право, к слову, утверждается судом. Будут ли компенсации за снос частных сооружений?

- В данном случае, вряд ли нужно ждать компенсаций, - рассказывает юрист Кристина Кадыкова. - Согласно новой поправке, чиновники поступили по закону, заранее предупредив собственников о сносе.

Большинство построек находились в зоне метро, то есть в местах с большим потоком людей Фото: Михаил ФРОЛОВ

Большинство построек находились в зоне метро, то есть в местах с большим потоком людейФото: Михаил ФРОЛОВ

МНЕНИЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Виноваты чиновники, а наказание несут бизнесмены...

Сергей Селиверстов, заместитель председателя Московского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

- По нашим прикидкам, снос этих торговых павильонов затронет примерно 15 тысяч человек — это те, кто в результате останутся без работы или так или иначе финансово пострадают. Включая самих предпринимателей, их персонал, фирмы, которые на эти киоски работали — доставка и так далее.

Зачем этот снос понадобился, мне сложно судить. У большинства из этих предпринимателей есть свидетельства о собственности, это право зарегистрировано Росреестром. Примерно у трети вот тех, у кого есть свидетельства, есть еще и положительные решения судов о том, что их объекты не являются самостроем. Сейчас говорят о том, что это ряд нехороших чиновников из прошлого не проконтролировали ситуацию, неправильно выдали разрешения. Но послушайте, почему нынешние владельцы павильонов тогда должны за это отвечать?

О том, что торговая точка подлежит сносу, власти предупреждали владельцев еще в декабре Фото: Михаил ФРОЛОВ

О том, что торговая точка подлежит сносу, власти предупреждали владельцев еще в декабреФото: Михаил ФРОЛОВ

Сейчас много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Об амнистии капитала так же говорят. Вот есть реальные, живые предприниматели. Которые вложили свои капиталы не куда-то, а в свой город. Почему для них нельзя сделать какую-то «амнистию», предложить им легальные схемы выхода из ситуации? Киоски стоят на коммуникациях, есть угроза безопасности граждан? Это можно понять, время сейчас непростое. Но почему нельзя нанять специализированную компанию, которая подготовила бы технические проекты по решению этой проблемы? Скажите, как сделать, чтобы было безопасно! Многие владельцы торговых павильонов согласились бы даже эти работы оплатить.

Компенсации? Были разговоры только о том, что если владельцы киосков сами согласятся их снести, неплохо бы расходы именно на снос им компенсировать. Больше ни о каких компенсациях до этой ночи, когда все снесли, речь не шла. Но я сомневаюсь, что пострадавшие предприниматели согласятся теперь вложить деньги в какое-то еще строительство в Москве.

МНЕНИЯ

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель-фантаст, блогер dr_piliulkin - радио "Комсомольская правда" :

- Те павильоны, которые были снесены рядом со мной, у метро «Сухаревская», на мой взгляд были ужасные, они реально портили весь облик города. И они стояли там, по-моему, с 90-х годов, когда никто законностью особо не озабочивался. Я думаю, тут надо индивидуально смотреть. Какие-то, возможно, являются абсолютно незаконными, где-то, может быть, разрешения и были честно получены, но сейчас выяснилось, что они стоят не на своем месте и мешают жить городу. Потому что у нас, конечно, в мелком городском строительстве полный беспредел. Я надеюсь, что это действительно приведение города в порядок.

У нас в любой ситуации кричат про коррупцию. И чем ближе к выборам, тем сильней будут кричать. Я случайно посмотрел, откуда пошли все эти слухи про 30 миллиардов (якобы, в такую сумму обойдется городу снос 104 ларьков, - Ред.). Это, как я понимаю, заявление одного-единственного чиновника. А я, к примеру, могу сказать, что на самом деле нужно 100 миллиардов. И не рублей, а долларов. И будет та же степень обоснованности. Я думаю, что здесь не стоит видеть коррупционные схемы. Они обычно более надежно скрыты от глаз. Дмитрий ЧЕРНЫШЕВ, популярный блогер mi3ch, - радио "Комсомольская правда":

- Мне кажется, что это как минимум незаконно. Потому что все разговоры, что можно было установить такое большое количество палаток и магазинчиков без согласования или что они были установлены с нарушениями – мне кажется, мягко говоря, некорректным. С моей точки зрения, это желание заработать. Это какая-то разновидность откатов. На компенсации выделена большая сумма. Есть мнение, что борьба с палатками успешно пролоббирована крупными сетями. Мол, мы крупные сети, у нас все вчистую, платим налоги, а эти люди ведут сомнительную бухгалтерию. И уничтожение такого конкурента всем пойдет на пользу. Нас еще ждет, как мне кажется, серия судов за снос этих палаток. Хотя опытЛужкова показывает, что это бессмысленно. Когда он был городским главой, против него было выдвинуто около двух тысяч исков. Он не проиграл ни одного. Мне видится вероятным коллективный иск от всех людей, чьи права были нарушены. Это гораздо проще и эффективней.

ОФИЦИАЛЬНО

«Памятниками архитектуры в городе являются и станции метро. Но, к сожалению, около них в девяностые годы было построено много сооружений, люди, выходя из метро, сталкиваются с каким-то базаром около станций. Прошу навести порядок в кратчайшие сроки, убрать строительный мусор, провести благоустройство и будущие знаковые проекты согласовать с москвичами. Еще попрошу - если владельцы этих сооружений хотят дальше заниматься бизнесом, то надо все оформить в соответствии с законодательством».

(Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН - 9 февраля на заседании президиума правительства Москвы.)

А ЧТО ДУМАЮТ МОСКВИЧИ

«Только рады, что теперь этого безобразия не будет»

Павел КЛОКОВ

Мнения москвичей о сносе павильонов разделились.

Ближе к вечеру 9 февраля выхожу из подземки на Сретенку. Смотрю, разносчики листовок, таксисты и местные продавцы сбились в кучу и что-то живо обсуждают. Я незаметно подкрался к ним и услышал нелестные отзывы в адрес властей. Правда, ругались почти равнодушно, без злости. Просто чтобы убить время.

Через дорогу вовсю работали экскаваторы. Из земли еще торчали кирпичные стены и металлические сваи. После очередного движения ковша белая пыль косматым клубом устремилась в небо.

- Расскажите, - попросил я, - а почему вы против сноса таких объектов?

Те даже не поинтересовались, кто я такой.

- Милый мой! - вскрикнула женщина, таскавшая на себе рекламу юридической поддержки. - Там же был и салон связи, и цветочный магазин, и кафе, и пункт обмена валюты. На втором этаже букмекерский клуб - ну это ладно...

- Лично я потерял одно из рабочих мест, - признался водитель такси. - Я всегда стоял возле тех павильонов, там было много людей. А теперь там пустырь...

- Ну так что-нибудь построят, - говорю я. - Например, парковку. А кафе и ресторанов здесь на улице и так полно. (Буквально в 30 метрах от нас висела округлая желтая буква «М».)

- А вы откуда? - подозрительно спросила женщина с рекламой.

- Из газеты, - ответил я и перебежал дорогу.

Поехал на другую станцию.

Возле «Баррикадной» снесли небольшой торговый центр «Ануш», на первом этаже было кафе «Му-му». И чего там еще только не было.

- Грязь, настоящий гадюшник, - здесь местные жители о сносе выражают совершенно противоположные мнения.

- Только рады, что теперь этого безобразия не будет, - заявили мне две мамочки с колясками. - А кафе и магазинов здесь еще достаточно осталось, и большой торговый центр рядом есть. Так что ничего страшного не случилось.

СКАЗАНО! "Классовое чутьё. Когда уничтожали предприятия ВПК и промышленные гиганты, либералы радовались. Когда сносят ларьки - они возмущаются".

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ

Партнеры