Право на аттестат с отличием придется доказывать баллами ЕГЭ

30.08.2018 09:30
 
Министерство просвещения предлагает из

ме
 
 
 
 
 
 нить правила выдачи школьного аттестата с отличием и золотой медали. Если раньше для этого было достаточно учиться на пятерки, то сейчас будут иметь значение и результаты ЕГЭ. Медаль дадут тому, кто сдал русский язык и профильную математику не менее чем на 70 баллов. Или получил "отлично" по базовой математике. Проект документа сейчас находится на общественном обсуждении.
Регионы могут присуждать и свои собственные награды за успехи в учебе: золотые и серебряные медали. Фото: РИА НовостиРегионы могут присуждать и свои собственные награды за успехи в учебе: золотые и серебряные медали. Фото: РИА Новости
Регионы могут присуждать и свои собственные награды за успехи в учебе: золотые и серебряные медали. Фото: РИА Новости

Зачем это нужно? Нововведение поможет исключить случаи, когда ученики в некоторых регионах, особенно в малых городах и селах, массово получали золотые медали, а потом сдавали ЕГЭ на "тройки".

- За последнее десятилетие произошла девальвация понятия "золотая медаль", и наша задача возвратить это замечательное явление в нашу жизнь. Это не новшество, а своевременное упорядочивание того, что имеет очень большую историю в нашей стране, - подчеркивает министр просвещения Ольга Васильева. - Мы столкнулись с тем, что значение медали как отражение заслуг ученика в обучении нивелируется, а допускать этого нельзя, эта награда традиционная для российской школы. На мой взгляд, предлагаемые изменения - это большая внутренняя стимуляция для наших школьников учиться хорошо и стремиться к знаниям.

Год назад Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала скандальную статистику. Доля медалистов среди выпускников школ Карачаево-Черкесии - примерно 20 процентов (то есть каждый пятый), в Адыгее - 17,7, Кабардино-Балкарии - 17,3, Мордовии и Ставропольском крае - по 16, Краснодарском крае - 15,6, в Ростовской области - 14,7 процента. При этом в Москве медали получили менее 9 процентов выпускников, в Петербурге - немногим более 7, а в среднем по России - примерно 10 процентов. После этого в субъектах началась масштабная проверка объективности выдачи школьных медалей.

ЕГЭ сегодня - это единственный объективный способ понять, как ребенок освоил школьную программу

Регионы, кстати, имеют право присуждать и свои собственные награды за успехи в учебе, которые не будут зависеть от федеральных правил. В Москве, например, такую медаль дадут в трех случаях: если ты победитель или призер Всероссийской олимпиады, набрал 100 баллов по одному ЕГЭ, у тебя все "пятерки" в аттестате и обязательно 220 баллов на трех ЕГЭ. А в Ленинградской области на местное "золото" могут претендовать школьники, прошедшие единый госэкзамен и имеющие полугодовые, годовые и итоговые отметки "отлично" по всем предметам.

Напомним, федеральные медали "За особые успехи в учебе" выдаются выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам. До 2009 года медалисты получали преимущества при поступлении в вуз. Но после того, как ЕГЭ стал обязательным, награды остались скорее способом поощрить выпускника и мотивировать его к учебе.

Однако некоторые государственные вузы (их, по оценкам, больше ста) учитывают медали абитуриентов при поступлении, начисляя за них дополнительные баллы. Или же могут устанавливать приоритет в том случае, если количество баллов ЕГЭ у медалиста оказалось одинаковым с немедалистом.

Мнение

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы № 548 "Царицыно":

"Федеральные золотые медали сегодня никак не привязаны к реальным успехам ребенка в школе. Если вы посмотрите географическую карту России, то увидите, что соотношение выпускников и медалистов очень сильно отличается, например, в северных и южных регионах. Основная причина - необъективность оценки учебных достижений. Особенно это заметно в небольших городах, где все друг друга знают и любят. Натянуть пятерку по математике сыну соседки? Почему бы и нет: учителю не жалко. Это вполне типичная ситуация, которая привела к тому, что медаль за последние 15 лет полностью обесценилась.

Раньше медалисты получали льготы при поступлении в вузы. Теперь, слава богу, этого нет. Сегодня у нас остался единственный объективный способ понять, как ребенок освоил школьную программу - это Единый государственный экзамен. С 2015 года он стал полностью прозрачным, честным, в нем исчезли лазейки для списывания. Поэтому предложение "привязать" золотую медаль и аттестат с отличием к результатам ЕГЭ я считаю абсолютно правильным.

Более того, я бы золотые медали вообще отменил. Судите сами. Чтобы получить высокие баллы ЕГЭ и поступить в хороший вуз, нужно действительно "вкалывать" в школе. Но это прежде всего инвестиции в себя, в свое будущее. Статистика показывает: чем лучше у человека образование, тем выше зарплата. Так за что же давать медаль? За то, что выпускник открыл для себя хорошие карьерные перспективы?"

Партнеры