ЗОЛОТОЙ ЧЕРВОНЕЦ ПРОТИВ ЗЕЛЕНОГО БАКСА
- Доллар делает, что хочет — то упадет, а то подскочит. А мы то и дело вздрагиваем. Как нам перестать бояться этих шараханий?
- Наверное, это произойдет еще нескоро, потому что, как к этому не относись, вся мировая экономика завязана на долларе. А он действительно ведет себя как капризная барышня. Резкие колебания приводят к непроизводительным потерям, идет обесценивание сбережений и вложений в инвестиционные проекты. Поэтому сейчас все больший интерес к альтернативным средствам расчетов. Есть планы создать новую международную платежную систему - такие обсуждения проходят и в БРИКС, и даже на так называемом Антикризисном саммите G-20 проводились консультации о принципах новой мировой валютной системы. Растет интерес и к национальным валютам. Вот зачем нужны расчеты в долларах при строительстве газопровода, который идет из России в Астану? Поставки на 90% наши, фонд оплаты труда и все, что с этим связано, сыпучие материалы – это все казахские. Доллар-то здесь зачем? Поэтому мы с банком развития Казахстана, одним из основных финансовых институтов по этому проекту будем в тенге рассчитываться.
- Америка в свое время перевела весь мировой рынок на расчеты в долларах. Почему бы нам не взять, ну, хотя бы этот небольшой евразийский мирок и не перевести на рублевый расчет?
- Так будет, я уверен. Вспомните историю. В 1922 году, когда был провозглашен НЭП, ввели золотой червонец – и этим удалось стабилизировать экономику Советского Союза, находящегося в условиях практически абсолютной изоляции…
- Что-то похожее на нынешние санкции...
- Гораздо жестче было тогда! По этому же пути пошли в свое время и большинство стран, когда в 1944 году по Бреттон-Вудскому соглашению перевели мировую экономику на доллар США. Тогда декларировалось, что он будет на 100% обеспечен золотом. Коммюнике конференции советская делегация подписала, однако, впоследствии СССР не ратифицировал документы конференции. Возможно, Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон. Со временем золотое содержание у доллара утратилось, он превратился в зеленую резаную бумагу, но роль мировой расчетной единицы осталась. И с этим приходится считаться.
- Доллар превратился и в оружие экономической войны. Есть ли защита?
- Именно войны! США могут перехватывать любые сообщения в интересах национальной безопасности или вводить санкции против любого предприятия или государства лишь на том основании, скажем, что они ведут торговлю в американских долларах. Золото — вот идеальная защита! Оно не имеет политических рисков. На территории стран Таможенного союза его запасов предостаточно. Плюс Россия ушла от покупок американских облигаций и закупает желтый металл. Так что мы вполне можем сделать рубль единой расчетной единицей, подкрепленной золотом. У нас 17% мирового запаса этого металла - пятое место в мире.
- Ну а люди-то по-прежнему доверяют «зеленому» - что-то не видно, чтобы все курс золота отслеживали...
- Так это потому что операции с золотом облагаются налогом на добавленную стоимость. Убрать НДС — и люди начнут хранить сбережения в золоте, оно станет доступнее. Но то, что население избавляется от доллара — это факт. Например, на пространстве ЕАЭС в валютной структуре переводов физических лиц доля доллара снижается. Мы у себя в банке тоже фиксируем уменьшение транзакций в этой валюте...
НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БАНК
- А что это у вас за банк такой - Евразийский банк развития. Офисов мы особо не видим, вкладчиков процентами не заманиваете. Чем вы занимаетесь?
- Банк был создан первоначально Россией и Казахстаном. Внесли соответственно миллиард и 500 миллионов долларов. Потом примкнули Белоруссия, Киргизия, Армения, Таджикистан. Основная задача – способствовать евразийской интеграции путем финансирования, прежде всего, инфраструктурных проектов, которые помогают экономикам стран-учредителей найти друг друга. Речь о длительных проектах - на шесть, восемь, десять лет.
- То есть вы не тот банк, куда можно депозиты размещать…
- Нет, для населения мы не привлекательны.
- По сообщению, опубликованному у вас на сайте, вы стремитесь полностью перевести платежи на пространстве ЕАЭС в национальные валюты?
- Да, предстоит большая работа, ведь доллар въелся во все поры нашего финансового организма. Но избавляемся. С 2016 года российский рубль – главная валюта на пространстве СНГ - более половины всего объема. В Таджикистане вообще более 80%. Доллар с евро используются лишь в четверти взаимных торговых расчетов стран ЕАЭС. То есть, 75% представлено национальными валютами с доминирующей ролью российского рубля.
АМЕРИКАНЦЕВ ЗВАТЬ НЕ БУДЕМ
- Вы упомянули один из проектов, в которых участвует ваш банк – газопровод. А какие еще есть?
- На повестке дня наших стран проект «Высокоскоростные магистрали». От города Урумчи на севере Китая до западных границ России. Другой проект – Северный широтный ход в Ямало-Ненецком автономном округе. Для перевозок газового конденсата, нефтепредуктов. Интересный проект БелКомУр – это Белое море, Коми, Урал. И все это не только перевозки грузов, но и освоение территорий, развитие инфраструктуры.
- Вместе с китайцами будем это делать? Они здорово продвинулись в строительстве высокоскоростных магистралей.
- Здесь интернационал был бы более полезен. И китайцы, конечно, и арабские инвесторы с удовольствием пришли бы, мне кажется, на этот проект. Наше государство принимает серьезное участие в финансировании, поэтому с точки зрения инвестиций, на мой взгляд, это очень привлекательный проект. А вот американские компании, я считаю, мы звать не должны. Надо тендеры объявлять, и они пусть в очередь встают. Потому что сейчас они уже не являются уникальными держателями технологий…
МЫ ПРОЛОЖИМ МАГИСТРАЛЬ
- Но проект ВСМ тянется еще с советских времен. В 90-е много о нем говорили, кучу деньги освоили. Результат — три короткие ветки. Те же китайцы всего лет 20 назад начали, а теперь вся страна в скоростных рельсах. Составы мчатся свыше 300 км в час — в полтора раза быстрее нашего Сапсана... Почему же у нас все не так?
- Помните, как у Эдуарда Успенского, царство ему небесное: деньги у нас есть, у нас ума не хватает. Может, излишне увлеклись сверхдоходами от углеводородов. Тогда время еще не подошло, а сейчас подошло.
- Готовы ли? Такие проекты ведь не дешевы... Если хотим от Китая провести, у нас бюджета не хватит на все это.
- А не надо своих бюджетов. Надо уметь приглашать партнеров, привлекать их. Концессии создавать. В мире избыточная денежная масса, она нависла над многими странами, а тут мы — гигантский рынок, куда можно выгодно вложиться. Железная дорога — это же не только рельсы-шпалы, это и развитие территорий, и толчок смежным отраслям. Металл, уголь, машиностроение, обработка, энергетика - занятость населения, мобильность. Это вся страна сейчас поднимется только за счет того, что начнут реализовываться высокоскоростные и другие железнодорожные проекты.
- На чем конкретно поднимется?
- Ну вот возьмите Республику Тыва — там нет ни одного километра железной дороги. И при этом огромное количество полезных ископаемых. А мы их не извлекаем, потому что не сможем транспортировать… Нам весь мир завидует – у нас огромное количество полезных ископаемых, которые мы пока еще не взяли из-под земли. А крайне важно это сделать. Так что я нашим потенциальным инвесторам говорю – мы открыты к сотрудничеству.
- А еще и на транзите можно будет заработать: у нас география выгодная - между Китаем и Европой.
- Это тоже часть нашего взаимодействия. И здесь мы тоже можем отойти от доллара и вести расчеты в рублях и юанях — на сумму до 200 млрд. долларов в год. Но не только транзит. Китай активно участвует в концессионных сделках по разработке месторождений. По нашей информации, он вложил до 15 млрд. долларов в создании технопарков на территории Республики Беларусь. Проявляет завидную активность по всем направлениям. Крупнейшая мировая экономика - взаимодействие необходимо.
- Вы же банкир — имеете в виду, наверное, сотрудничество не столько инженерное, сколько финансовое. Рубль с юанем одолеют доллар?
- Пока хорошо хотя бы не одолеть, а оборону выстроить. Независимость от экономических угроз США значительно подкрепилась бы открытием, например, китайского финансового рынка для российских заёмщиков, созданием совместных российско-китайских банков и институтов развития. Пока этому препятствует инерция долларовых взаиморасчетов. Объем операций в национальных валютах остается недостаточным для формирования устойчивого рынка. При этом со стороны центробанков двух стран созданы необходимые условия для открытия счетов в национальных валютах. Если, скажем, продажу российской нефти, поставляемой в Китай, перевести на рубли, а импорт китайской продукции на юани, то мы бы получили серьезный импульс для перехода во взаимной торговле на национальные валюты. Ясно, что от доллара надо бежать!
ВЗГЛЯД ИЗВНЕ
На Западе догадались: у Путина есть план
В июле российский Центробанк значительно увеличил запасы золота, выйдя на 5-е место в мире, отмечает немецкая газета Die Welt. По данным МВФ, прирост с ноября прошлого года составил 26,1 тонны. Вероятно, Владимир Путин не рассчитывает на скорую нормализацию отношений с Западом, делает вывод автор материала:
«Закупки золота интересны еще и тем, что в последнее время русские продали большую часть своих американских гособлигаций. Это дает основания предполагать, что Путин намеревается отказаться от доллара, чтобы защитить российскую экономику от новых санкций».
С 2008 года золота в казне прибавилось с 457 до 1944 тонн. Давая лишь 2% мирового ВВП, Россия владеет 17% мировых резервов этого металла. Ради осуществления своего стратегического плана, пишет газета, Путин мирится даже с экономическими потерями. В августе цена за тройскую унцию золота упала ниже $1200. Только в этом году благородный металл подешевел по отношению к доллару на 9%.
По мнению Стива Ханке, специалиста в области финансов, золото - идеальное средство обезопасить собственную валюту. Оно «не выпускается каким-то определенным государством и поэтому не таит в себе политических угроз».
На днях наш ЦБ объявил, что пока не собирается покупать доллары. Рубль в последнее время опустился на самый низкий уровень за два с половиной года, и дальнейшие закупки поставили бы его в еще большую зависимость.
«Котировки рубля слишком занижены», - считает аналитик Крис Уэйфер. Это следствие американских санкций.