Все они перечислены в Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года. Ее своим указом утвердил президент РФ Владимир Путин, поручивший правительству в трехмесячный срок подготовить меры по основным направлениям государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Выполнение стратегии должно начаться с 2020 года.
Документ отмечает нарастание глобальной нестабильности в результате перераспределения влияния в пользу новых мировых центров экономического роста и политического притяжения, тенденции к использованию экономики для достижения политических целей, угрозу дефицита продовольствия и воды и обострения конкуренции за доступ к ресурсам Арктики и Северного Ледовитого океана под влиянием глобального изменения климата.
В стратегии сделана попытка пройти по острию ножа между открытостью и превращением экономики в запертую крепость, отмечает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.
"Важно, чтобы в каждом из сегментов экономической и финансовой политики был удержан баланс между максимальным стимулированием внутреннего производства и развития своих крупных финансовых рынков и
возможностью свободного обмена с зарубежными центрами модернизации идеями, капиталами, технологиями и людьми, - говорит экономист. - Этот баланс был нарушен и начал восстанавливаться только недавно, с трудом и принудительно - на основе санкций".
И понятно почему - долгое время вместо использования собственного потенциала мы существовали по принципу "все можно купить", а в международном разделении труда делали ставку на то, что вроде бы получается лучше всего - на производство сырья. Но жизнь показала, продолжает Яков Миркин, что российская экономика должна быть большой и универсальной, давать возможность проявить свои способности 146 миллионам человек, а не только тем 10-15 миллионам, работающим в сырьевых отраслях.
"Если удастся выдержать линию на максимальное стимулирование своего лучшего, оставаясь открытыми, играя на усиление, не огораживаясь великой китайской стеной, то эта стратегия может стать сильным инструментом в том, чтобы Россия стала действительно конкурентоспособной экономикой, - подчеркивает Яков Миркин. - И не дай бог, если она будет трактоваться теми ответственными за ее исполнение ведомствами как желание возвести новые бастионы, из которых только временами можно делать вылазки во внешний мир".
Любая экономика уязвима перед лицом внешних факторов, поэтому должна быть четкая система реагирования на них, отмечает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. При этом опыт последних лет показывает в первую очередь, как опасна критическая зависимость экономики от импорта и иностранных технологий.
Стратегия обозначает множество рисков со стороны внешнего мира, но в то же время не призывает закрыться от него. Так, планируется расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках СНГ, Евразийского экономического союза, БРИКС, ШОС и других организаций, содействие российским компаниям в трансфере и внедрении передовых технологий, расширении их участия в международной кооперации и продолжение мер по поддержке несырьевого экспорта.
Большинство из упомянутых в стратегии направлений (например, снижение регулятивной и налоговой нагрузки, поддержка высокотехнологичных компаний) уже так или иначе реализуется или выступает в качестве целей государства, поэтому значение стратегии будет видно только тогда, когда ведомства представят свои дополнительные предложения.
Планируется, что правительство утвердит особую систему управления рисками в сфере экономической безопасности. Вести мониторинг ее состояния поручено минэкономразвития. Ведомство будет учитывать основные макроэкономические индикаторы, а также такие показатели, как уровень преступности в сфере экономики, разрыв в доходах самых богатых и самых бедных, число людей с доходами ниже прожиточного минимума, показатели несырьевого экспорта и так далее.