2 апреля 2016, 17::14 Фото: кадр из видео Текст: Михаил Мошкин |
В Нагорном Карабахе впервые с 1994 года возобновились полномасштабные бои с использованием авиации, артиллерии и танков. При этом и Баку, и Ереван обвинили друг друга в провокации конфликта. Как отмечают эксперты, это может означать начало новой войны, причем Азербайджану на этот раз может подыграть Турция, не скупившаяся в последнее время на обещания помочь вернуть Карабах.
В субботу из Нагорного Карабаха начали поступать сообщения, которые позволяют судить не о «сезонном обострении» (которых было немало за последние годы), а о возобновлении замороженного более 20 лет назад карабахского конфликта.
В ночь на субботу минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о том, что армия НКР ведет оборонительные бои. В министерстве заявили о том, что азербайджанцы при поддержке авиации и артиллерии наступают на нескольких участках линии соприкосновения.
В свою очередь минобороны Азербайджана сообщило об интенсивном артиллерийском обстреле с армянской стороны населенных пунктов в районе линии соприкосновения. «Ночью 2 апреля азербайджанские позиции были обстреляны из минометов и крупнокалиберных пулеметов. Обстрелу подверглись расположенные вдоль линии фронта населенные пункты. Азербайджанская сторона предприняла ответные меры», – сообщил пресс-секретарь министерства обороны Вагиф Дяргахлы. По его словам, азербайджанская армия «осуществляют ответные меры вдоль линии соприкосновения», в Агдамском, Тертерском, Ходжавендском и Физулинском направлениях.
В интернете появилось видео переброски азербайджанской военной техники к зоне боев.
Ближе к полудню поступили сообщения о первых потерях. «Согласно полученной из минобороны НКР информации, на подступах к населенному пункту Левонарх подразделение специального назначения Армии обороны НКР выявило и уничтожило диверсионно-разведывательную группу противника», – сообщили РИА «Новости» в минобороны Армении. Пресс-секретарь армянского минобороны Арцрун Ованнесян заявил о том, что на линии соприкосновения, к востоку от горы Мрав сбит вертолет Ми-24/35 ВВС Азербайджана. Армянская сторона утверждает, что второй вертолет азербайджанских ВВС был сбит около 11.30 по московскому времени, на юго-восточном направлении системой ПВО Нагорного Карабаха.
Позже, уже пресс-служба минобороны Нагорного Карабаха заявила об уничтожении азербайджанского танка на юго-востоке линии соприкосновении. Еще один танк и два беспилотника уничтожили в северо-восточном направлении, сообщили в военном ведомстве непризнанной республики. Министерство обороны НКР обнародовало снимок одного из сбитых беспилотников.
Баку последовательно опровергает утверждения, поступающие из Еревана и Степанакерта. «Информация о якобы сбитом вертолете ВВС Азербайджана является абсолютной ложью. Это очередная провокация армянской стороны», - заявили порталу Day.az в минобороны Азербайджана. Представитель ведомства сообщил: «В результате наступательных действий наших войск было выведено из строя значительное количество военной техники и единиц инфраструктуры. Враг также понес значительные потери в живой силе». Минобороны отмечает, что координаты целей на передовой и в тылу врага были определены заранее.
В свою очередь, «вооруженные силы Армении за минувшие сутки нарушили режим прекращения огня на различных направлениях линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск 127 раз», – заявили в субботу минобороны Азербайджана, передает РИА «Новости». Утверждается, что в ходе боев, армянские вооруженные подразделения применили минометы и крупнокалиберные пулеметы.
Отметим, что если Ереван различает военные силы Армении и непризнанного Нагорного Карабаха, то Баку считает, что все подразделения армянской стороны входят в ВС Армении, поскольку не признает НКР.
Азербайджанское минобороны заявляет о возвращении контроля над несколькими населенными пунктами и стратегическими высотами в Нагорном Карабахе. Минобороны НКР в свою очередь заявляет, что карабахская армия полностью контролирует территорию республики.
«Состояние стабильно тяжелое»
Жертвами «размороженного» конфликта в первую очередь стали мирные жители. Ранее сообщалось, что в результате обстрела с азербайджанской стороны из орудий ММ-21 («Град») в направлении Мартуни в НКР погиб 12-летний ребенок, еще двое подростков 15 и 16 лет были ранены.
«Состояние двух детей, пострадавших от обстрела из орудий «Града» тяжелое, но их жизни ничто не угрожает. Дети находятся в реанимации, их состояние стабильно тяжелое», - сообщили в медцентре Степанакерта. Шесть гражданских лиц поступили в медцентр с огнестрельными и осколочными ранениями, сообщила пресс-служба минздрава НКР.
При этом источник в министерстве обороны НКР сообщил «Интерфаксу», что, по предварительным оперативным данным, убиты от 40 до 50 азербайджанских военных. Однако он уточнил, что эта информация пока не подтверждена.
И до нынешнего обострения ситуации официальные сводки еженедельно сообщали о потерях на линии соприкосновения. Только в январе азербайджанская армия ввела три новые части в прифронтовую зону. Обе стороны регулярно занижают свои потери и завышают чужие, но в целом обстановка на карабахском фронте остается опасной. Например, за новогоднюю неделю азербайджанские пропагандисты насчитали 15 убитых армянских военных и лишь двух азербайджанских. А «армянских беспилотников» было сбито примерно с эскадрилью.
Как заявил газете ВЗГЛЯД российский посол в Армении в 1992-1994 годах, доктор исторических наук Владимир Ступишин, Баку никогда не оставлял надежд вернуть Карабах, – «о чем неоднократно заявлял и Гейдар Алиев, и его сын Ильхам». Однако, по его мнению, у солдат армии самопровозглашенной НКР есть очень сильная мотивация – «защита собственных семей, жен и детей, собственной родины».
По его мнению, поводом для обострения ситуации стала политика Турции, которую Азербайджан считает ближайшим союзником. Напомним, что в ноябре премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил: Анкара сделает все возможное для того, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены.
О турецком следе говорят и в Степанакерте. «Заявления турецкой стороны во время визита Алиева в Турцию, которые носили пантюркистский характер, заявления об освобождении Карабаха, о братстве, и вот нынешние действия - все это свидетельствует, что Турция является заинтересованной стороной, - заявил «Интерфаксу» пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. - Мы не исключаем, что Турция могла бы призвать Азербайджан пойти на такую авантюру. Азербайджан бы сам не пошел на такое, прекрасно осознавая, что это повлечет его международную изоляцию».
В свою очередь, глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, напротив, что «вся ответственность за сложившуюся ситуацию полностью ложится на Армению как на страну - агрессора и оккупанта». Собеседник агентства заявил, что эскалация напряженности совпадает «с очередной годовщиной оккупации Кельбаджарского района Азербайджана 2 апреля 1993 года».
Конфликт может всколыхнуть весь регион
Обострение ситуации может перерасти в затяжной конфликт между Арменией и Азербайджаном, считает бывший замначальника Генштаба, генерал-полковник в отставке Валерий Манилов, по мнению которого, «если не будет доброй воли участников конфликта, он может увеличить свои масштабы и всколыхнуть весь регион».
«Важно разобраться, кто активизировал конфликт, - подчеркнул генерал-полковник Манилов в комментарии «Интерфакс-АВН». Эксперт подчеркнул: «России небезразлично, что делается на ее границах. Она не может быть сторонним наблюдателем, занимать позицию - будь, что будет. Но в этой ситуации, на мой взгляд, России следует вести себя сдержанно, и очень активно вести на стороны конфликта дипломатическое наступление».
Манилов напомнил, что в армянском Гюмри находится российская военная база. «Что касается Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), это замедленный механизм. Если ситуация будет расценена как акт агрессии, тогда механизм ОДКБ включается. Пока все может быть урегулировано на двусторонней основе», - добавил военный эксперт.
Пояс нестабильности
«То, что происходит сейчас в Нагорном Карабахе, следует рассматривать в рамках общей стратегии США по созданию пояса нестабильности вокруг южных границ России», - заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. По его мнению, поскольку попытки обеспечить плацдарм на Украине, и закрепиться в Сирии не увенчались успехом, «поле маневра сокращается, и американцы были вынуждены играть по нашим правилам в Сирии».
«На прошлой неделе, например, был инспирирован инцидент на границе Таджикистана и Киргизии (пограничникам двух стран удалось предотвратить эскалацию конфликта между жителями приграничных сел – прим. ВЗГЛЯД), возобновился конфликт в Нагорном Карабахе», - отмечает Сивков. По его мнению, цель этой эскалации – спровоцировать цепь конфликтов, чтобы «вымотать Россию». Собеседник считает, что создание пояса тлеющих локальных войн, вкупе с провокацией внутренней политической напряженности, приуроченной к осенним думским выборам, призвано дестабилизировать обстановку в России.
Текст: Михаил Мошкин