После окончания пандемии школа сразу вернется к традиционной системе обучения, никаких планов вводить этот формат на постоянной основе нет. Об этом в конце 2020 года заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. Что станет с детьми и их родителями за время длительного нахождения в домашнем режиме и как быстро и с наименьшими потерями вернуться к прежней жизни — в материале «Известий».
Онлайн-опрос, проведенный во время весеннего карантина специалистами Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, показал, что у 83,8% из почти 30 тыс. опрошенных школьников 5–11-х классов в 79 регионах РФ дистанционный режим вызвал неблагополучные психические реакции пограничного уровня. У 40% можно было предположить наличие депрессии, примерно столько же учащихся страдали астеническим синдромом, у четверти участников опроса отмечались головные боли, каждый пятый школьник отмечал, что изоляция невыносима. Из-за значительного увеличения времени, проведенного перед экраном, у трети респондентов отмечались признаки компьютерного зрительного синдрома, у 4% — карпально-туннельный синдром, при котором появляется боль и онемением пальцев кисти. Авторы исследования отмечали необходимость массовой психологической поддержки детей и подростков в сложившихся условиях.
— Дети по своей природе очень активны. Движение — это основное условие развития мозга, тела, психики. Поэтому подвижные игры, прогулки и спорт так нравятся детям, это для них первая потребность и необходимость, — говорит нейропсихолог Людмила Вельш. — В условиях пандемии, особенно когда вводился карантин, им было тяжелее всех. Мы слышали много историй о том, как страдают родители от того, что не могут погулять с детьми, у тех остается много энергии, которую им надо куда-то направить дома.
По словам психолога, руководителя тренингового центра детского и молодежного развития КОТ Людмилы Цолиной, домашний режим на каждую семью действует по-разному.
— В большинстве, конечно, люди устают друг от друга, много раздражения и вброса в семью негатива, — отмечает она. — Если раньше это можно было сделать в социуме, то сейчас это всё происходит внутри семьи. Это своего рода проверка, насколько прочны связи между членами семьи.
Многое зависит не только от взаимоотношений, но и от материального положения семьи, подчеркивает семейный и клинический психолог Марианна Мадьярова.
— Если мы берем семью, которая уехала на самоизоляцию, например, за город, в свой большой дом с ухоженной территорией, имеет возможность нанять нянь для детей, каких-то гувернеров, то это может быть для них вполне приятный период, — говорит она. — Все много общаются, экономят время на поездках на работу, дети дышат свежим воздухом, у них много активностей, семья гибкая, приспособленная к изменениям, с позитивным мышлением и большим финансовым достатком. И могут еще себе позволить нанять репетиторов, которые будут детей подтягивать по разным предметам и дистанционно с ними заниматься. Другой момент — если все пятеро членов семьи заперты в однокомнатной квартире в Москве и всем нужно работать, учиться, нет возможности обустроить каждому рабочее место, все очень заняты и разойтись сложно, это будет совершенно другая история. Или семья очень ригидная, сложно воспринимает любые изменения — в расписании дня, в распорядке. Тогда это будет огромный стресс и для родителей, и для детей, и физический, и эмоциональный. Также зачастую во время самоизоляции происходит повышение уровня тревожности. И если родители и дети в принципе склонны к тревожности, то во время пандемии она только нарастает.
Последствия домашнего режима для психики в двух последних случаях могут быть довольно печальными, отмечает Мадьярова.
— Во-первых, и об этом мало говорят, возникает ощущение неуспешности, разочарования в себе, и это бывает как у взрослых, так и у детей. Взрослые, которые работают из дома, очень заняты и могут про себя расстраиваться: я плохой родитель, не справляюсь со своими обязанностями, не могу организовать ребенка, ничего не успеваю, я устал, всё катится в тартарары. Важно в этом месте родителю поддержать как ребенка, так и себя. Надо отнестись к себе с сочувствием — да, сейчас сложное время, сложная ситуация, я не идеален и справляюсь как могу. Какие у меня есть ресурсы, так и справляюсь. И это же послание очень важно адресовать ребенку или детям — о том, что это не дети плохие, безалаберные, ленивые и не хотят учиться, а им сложно. И это очень важный момент, потому что не только влияет на самооценку, но и на микроклимат в семье.
Также, по словам психолога, во время долгого сидения дома повышается уровень тревожности.
— Здесь очень важно оградить себя и детей от потока негативной информации, — говорит она. — Лучше вообще не включать новости, где часто нагнетается атмосфера, — со статистикой смертности, с осложнениями после перенесенного заболевания и так далее. Потому что здесь детям чрезвычайно сложно, особенно если это дошкольники и младшие школьники, которые тоже часто остаются дома, поскольку сейчас детские сады нередко закрываются на карантин. Это возраст осознания смертности — своей и родителей. Когда по несколько раз в день взрослые говорят о том, кто умер, кто заболел, кто в реанимации, даже если они это делают между собой, не обращаясь напрямую к детям, они это всё равно считывают. Есть оптимальный уровень тревожности, когда мы соблюдаем какие-то меры безопасности, но если это слишком гипертрофированно, то это влияет на детей, на их восприятие мира, как опасного, таящего в себе угрозу. И даже если вы чувствуете тревогу, надо стараться относиться к этому с долей критики, отслеживать: это моя тревога, она очень большая, но я буду стараться давать ребенку объективную информацию и не запугивать его.
Еще один побочный эффект домашнего режима — это сложность социализации. Детям — и дошкольникам, и школьникам всех возрастов — очень важны социальные контакты. Это то, что способствует их развитию, формирует их идентичность, личность и влияет на самые разные сферы жизни в дальнейшем, отмечает Мадьярова. В домашнем режиме социальные контакты ограничены, и важно думать, как их восполнять.
— Что касается мессенджеров, тут палка о двух концах, — говорит психолог. — Понятно, что родители часто переживают из-за того, что дети проводят много времени в соцсетях или играют в какие-то онлайн-игры с товарищами. Но важно подумать о том, как соблюсти баланс вреда и пользы, потому что даже такая коммуникация важна, полезна и необходима в нынешних условиях дефицита контакта. Надо думать и о том, как организовать очные контакты, — например, встречаться с семьями, которые переболели коронавирусом и имеют антитела, другие безопасные встречи. Или предоставить детям возможность общаться на открытом воздухе, где риск заражения минимальный. Особенно если у ребенка изначально есть сложности в коммуникациях со сверстниками, то самоизоляция может серьезно усугубить эту ситуацию. Этот навык будет еще меньше развиваться и в дальнейшем будет еще сложнее это всё восстанавливать. Обращайте внимание, не стал ли он слишком погруженным в себя, не слишком ли сократились его контакты с кем-то, продолжает ли он общаться, и заботьтесь, чтобы у него было пространство для коммуникаций со сверстниками.
Станут ли в сложившейся ситуации длительные новогодние праздники, которые большей частью тоже приходится проводить дома, передышкой и разрядкой или еще больше усугубят ситуацию?
— В этом году важно уделить особое внимание новогодним праздникам, — говорит Мадьярова. — Многие отказались от поездок, многие проводят их дома, меньше контактируют, меньше ходят на всякие развлекательные мероприятия. При этом в последнее время и так было мало развлечений. И тут можно пойти той тропинкой, которая ведет к отчаянию и ко дню сурка, а можно постараться подойти с другой стороны и сделать это время ресурсным для семьи, полезным, продвигающим и наполняющим.Здесь можно придумать, например, какой-нибудь концерт, чтобы каждый член семьи или команды придумал концертный номер и выступил. Это может быть совместное приготовление еды, выпечка печенья или чего-то еще, можно сделать какие-то квесты и находить подарки по всему дому, это могут быть и активности на открытом воздухе, катание на санках, на лыжах. Важно максимально уделить время качественному совместному общению — это дает семье большую энергию, позволяет сплотиться, объединиться и зарядиться позитивными эмоциями, это правда важно и ценно.
— Безусловно, домашние праздники объединяют семьи, возможно, как в прежние времена, все начнут ходить друг другу в гости, — соглашается Людмила Цолина. — Праздники — это очень хорошо, это внутрисемейная коммуникация. Кроме того, отдых — это пополнение ресурса. Если вы долго не отдыхаете, то у вас появляется плохое настроение, упадок сил, ничего не хочется делать и, соответственно, страдаете и вы, и люди, которые находятся рядом с вами.
Как проводить праздники в пандемию — сидеть, закрывшись дома, или использовать любые возможности, чтобы сменить обстановку, — каждый волен выбирать сам, отмечает психолог.
— Ребенку прежде всего необходимо общение со сверстниками. Соответственно, каждый родитель делает свой выбор в отношении своего ребенка, — говорит Цолина. — Что является большим злом — психическое здоровье ребенка или риск заболеть короновирусной инфекцией? Есть родители, которые продолжают водить детей в открытые детские центры, отпускать детей на игровые площадки, разрешают посещать дни рождения в ТЦ, выезжают в парки, в гости, в кинотеатры. И для таких детей этот период проходит в лайтовом режиме. Если родитель хочет погрузить ребенка в социум, он найдет способ.
— А вот выход на работу родителей и возврат детей на дистанционное обучение может погрузить детей в депрессивное состояние, — считает Цолина. — Это вызывает разные мысли в сложный период пубертата у подростков — у них и так много комплексов, а отсутствие живого общения со сверстниками и перевод его в виртуальное общение приводит к глубокой интроверсии, снижению самооценки, отсутствию мотивации к саморазвитию. Это мы видим по тем обращениям родителей, которые поступают к нам в центр. Родителям важно внушать детям, что этот период пройдет, и если уж мы находимся дома, то из этого периода нужно выжать максимум полезного — создать свой проект, прочитать какие-то книги, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, заняться творчеством.
— Естественно, что на каникулах ломается режим сна и возвращаться к прежней нагрузке уже не хочется, — говорит психолог, соучредитель мастерской для подростков и их родителей «Авторы своей жизни» Людмила Чередниченко. — В школе и так достаточно объемная программа, а дистанционное обучение в разы повышает нагрузку. В итоге перегруз во время учебы приводит к тому, что каникулы воспринимаются как полный отрыв, когда можно всё. Очень похожее настроение в долгожданном отпуске раз в год. Рекомендую на каникулах сохранять режим сна, а в течение учебного периода выстраивать режим дня ребенка так, чтобы у него чередовалась нагрузка и время на отдых. Причем отдых — это не просто смена умственной деятельности на физическую, а период полной свободы для восстановления.
Минздрав для снижения так называемых школьно-обусловленных расстройств здоровья — заболеваний глаз, костно-мышечной и соединительной ткани, эндокринной системы — рекомендовал при домашнем обучении правильно организовать режим труда и отдыха. Так, необходимо насколько это возможно сократить использование электронных устройств. Особенно вредны телефоны, с помощью которых, как выяснилось в ходе опроса НИМЦ, во время самоизоляции учились более 70% школьников. Предупреждать нарушения со стороны костно-мышечной системы можно с помощью постоянных физических упражнений и правильной организации рабочего места.
— Распорядок дня должен быть приближен к школьному, то есть пробуждение не должно быть позже обычного, иначе отхождение ко сну сдвинется, что нарушит весь режим дня, — отмечает детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники «Семейный доктор» Елена Разина. — Между онлайн-уроками должны быть перемены 15–20 минут, прием пищи, короткая гимнастика. Рабочее место ребенка должно располагаться перед окном для обеспечения естественного освещения. Оно не должно ассоциироваться с игрой или развлечением, а должно настраивать на серьезный лад.
В Центре гигиенического образования населения при Роспотребнадзоре рекомендуют использовать для занятий парту с наклонной столешницей, угол которой будет составлять 15–17 градусов. Высота стола — от 75 до 95 см в зависимости от роста ребенка. При выборе стула необходимо, чтобы ступни школьника стояли на полу, а бедра и голени составляли прямой угол. Поверхность стола должна находиться на уровне диафрагмы сидящего. Родителям советуют поговорить с ребенком и объяснить ему, как надо правильно сидеть, — глубоко на стуле, корпус и голову держать ровно, при опоре на спинку между столом и грудью должна помещаться ладонь. В ходе занятий необходимо делать небольшие перерывы для отдыха и двигательной активности. Домашнее задание лучше начинать делать в 15:00–16:00, в это время происходит физиологический подъем работоспособности.
Рабочее место лучше расположить у окна, естественно, освещение должно падать слева. В темное время суток для сохранения зрения необходимо совмещать общее освещение и локальное. Настольная лампа с регулировкой по высоте и направленности света должна устанавливаться со стороны пишущей руки. Нельзя выполнять уроки под музыку или просмотр кинофильмов, а также отвлекать внимание ребенка, разговаривая рядом по телефону. Внешние раздражители не только рассеивают внимание ребенка, но и утомляют, вызывают головные боли и снижают остроту восприятия нужной информации.
— Очень важно соблюдать режим, и этот режим нужно проговорить за круглым семейным столом, — советует психолог Людмила Цолина. — Деятельность каждого члена семьи должна включать в себя интеллектуальное развитие, физическое развитие и межличностное общение, а также время для творчества и для домашней бытовой деятельности.
— Идея, что можно как-то правильно выстроить режим, чтобы семья из 4–5 человек могла жить без конфликтов, звучит слишком идеалистично, — считает Людмила Чередниченко. — Мы все живые люди, поэтому бываем неудобны друг другу. В каждой семье свои устои, правила и возможности. Слишком много условий нужно учесть, чтобы дать готовую инструкцию. Банально имеет значение, есть ли свободная комната или угол для каждого члена семьи, где он может уединиться. Универсальный совет — договариваться и создавать правила жизни в семье. Садиться и обсуждать, у кого какие планы, потребности и как можно всё это вписать в ежедневную рутину. Именно так формируется образ семьи как единой команды, где важен каждый человек.
— Во время домашней изоляции стираются границы между работой и домом, границы в отношениях с членами семьи, с самим собой, режим здесь — это спасение, — подтверждает Мадьярова. — Но здесь надо действовать с максимальным позитивом, взаимной поддержкой. Характерным последствием самоизоляции является гиподинамия, которая влияет не только на физическое здоровье, но и на психологическое. Поэтому очень важно организовать какую-то физическую активность. Здорово, если это можно будет совмещать с режимом дня, который тоже очень важен. Ну, например, можно всей семьей проводить каждое утро в одно и то же время зарядку. Она может быть танцевальной, каждый по очереди может быть диджеем и может выбирать свою музыку. Или каждый по очереди может быть тренером и будет проводить комплекс упражнений для всей семьи. Можно это как-то красиво оформить, ярко, красочно, на большом ватмане, чтобы его было хорошо видно: время подъема, зарядка, мы пьем такие-то витамины, завтракаем всей семьей и так далее. Можно продумать на семейном совете какой-то совместный досуг, например, четверг вечером — время семейных настольных игр. И это будет стандартный заданный план, который, несмотря на свою стандартность, будет вносить разнообразие. Важно, чтобы это всё было сделано максимально доброжелательно, не из-под палки. Тогда это работает и на физическую активность, и на укрепление семейных отношений.
Профилактика эндокринных болезней — это сбалансированное и здоровое питание, которого должна придерживаться вся семья.
— Чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо придерживаться нескольких правил распорядка дня и, соответственно, кормления, — подчеркивает врач-педиатр, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук Юлия Ляликова. — Физическая активность способствует укреплению здоровья, снижает риск заболеваний и нарушения обмена веществ, а также снижает рост депрессивных расстройств у подростков. Но самым главным фактором поддержания здоровья остается организация питания. Прием пищи должен быть трехразовым, примерно в одно и то же время — завтрак, обед и ужин. Между ними должны быть перекусы в количестве двух или трех в день.
Очень важно и то, чем будет питаться школьник, а также вся семья.
— Рацион ребенка должен включать такие продукты, как нежирные сорта мяса, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, ягоды, крупы грубого помола, хлеб, молоко и кисломолочные продукты, также не стоит забывать о питьевом режиме, — говорит Ляликова. — Вместе с едой организм получает заряд энергии, поэтому очень важно уделять внимание тому, чтобы ребенок завтракал не позже двух часов с момента пробуждения. Завтрак может состоять из зерновых каш, кисломолочных продуктов, паровых омлетов, запеканок. На обед — суп, мясо с гарниром, компот. Ужин: блюда из рыбы, овощные запеканки или рагу. В качестве перекуса можно использовать кефир, йогурт, фрукты, злаковые батончики, цельнозерновые хлебцы, натуральные крекеры. Желательно сократить или вовсе убрать из рациона ребенка фастфуд, жирные, жареные продукты, чипсы, газировки, соусы, майонез.
Переход в допандемический режим после длительного нахождения дома может вызвать ряд проблем.
— Выход из пандемии будет долгожданным и радостным, но дистант уже успеет наложить свой отпечаток на целые семьи, — считает Людмила Цолина. — Потеря веры в стабильность может повлиять на психику подростка и на его планирование будущего. И здесь многое зависит от родителей — какими глазами они смотрят на ситуацию с пандемией, такими и будут смотреть их дети.
Одним из возможных побочных эффектов длительного хоумскулинга может стать нежелание учиться.
— Важное последствие самоизоляции и дистанционного обучения — это потеря учебной мотивации, — отмечает Марианна Мадьярова. — Особенно четко это видно на примере младших школьников, которым нужен педагог, поэтому они в основном учатся очно. Но это касается и других возрастных групп. Здесь могут быть различные способы того, как родителям попробовать это корректировать, если это возможно. Это могут быть какие-то онлайн-занятия, которых сейчас очень много, кружки по интересам, химические опыты, книги, фильмы на интересующие темы. Даже есть биологические кружки, где детям на дом доставляют какие-то коробочки с жуками, с плесенью, с бактериями, с грибами, которые дети выращивают, фотографируют, отправляют всем и дистанционно обсуждают результаты. Понятно, родители переживают, что дети не будут в школьной программе успевать, но важно попробовать сохранить вот эту познавательную деятельность и стремление к ней, здесь все средства хороши. Что-то из этого требует больше финансовых вливаний, что-то меньше. Важно пробовать и искать, поддерживать интерес к обучению, в том числе и вне школьной программы.
— Если вы будете соблюдать режим дня и сна, настраивать ребенка на ответственное отношение к учебе, то выход из домашнего режима обучения будет спокойным, — уверяет невролог Елена Разина. — Если ваш режим был всё же нарушен, то за две недели до выхода в школу постарайтесь организовать рабочий режим дома. Если у ребенка появился страх или тревога перед посещением школы, следует обратиться к специалисту — психологу, неврологу, детскому психиатру.