фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Сентябрьские региональные и муниципальные выборы представляют собой последний избирательный цикл перед выборами в Госдуму, которые состоятся в будущем году. Участие и активность партий, персоналий, групп влияния формируют тренды, которые, несомненно, отразятся на предстоящей федеральной кампании.
Выборы 13 сентября — это тренировочный день для всех политических игроков. Это возможность проверить себя участникам всего политического спектра, проанализировать результаты, сделать работу над ошибками и, возможно, пересмотреть электоральную тактику и стратегию. Такое мнение о выборах высказал в своем докладе вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.
Важной характеристикой избирательной кампании стала минимизация числа крупных скандалов, связанных с недопуском на выборы. Полностью избежать скандалов не удалось, но их стало заметно меньше, чем в прошлом году. Это свидетельствует о заблаговременном согласовании интересов, улучшении взаимопонимания между Кремлем и губернаторами, а также о конструктивном взаимодействии властей с системной оппозицией.
Парламентская оппозиция в губернаторских компаниях
Как говорится в докладе Туровского, одной из заметных характеристик предстоящих выборов стала стандартизация электоральных кампаний, в основе которых лежит, как правило, конкуренция парламентских партий с сохранением их достаточно очевидной иерархии. Таким образом, губернаторские выборы проходят по «думскому стандарту». Позиция властей в отношении допуска к губернаторским выборам представителей парламентской оппозиции стала еще более однозначной и положительной. Число конфликтов с парламентской оппозицией сократилось до минимума, что соответствует общей тенденции в сторону сближения этих партий с «Единой Россией» и Кремлем.
Нынешняя статистика участия парламентских партий в губернаторских выборах, как отмечено в докладе, существенно лучше, чем годом ранее, а неучастие, как правило, не связано с давлением на партии и кандидатов.
Лучше всех, как и прежде, смотрится ЛДПР, которая представлена во всех регионах, кроме Брянской области. КПРФ тоже отсутствует в Брянской области. «Эсеры», как и ранее, идут третьими.
В этом году можно обнаружить только два случая, когда заметные и оппозиционно настроенные к губернаторам кандидаты от партий парламентской оппозиции натолкнулись на препятствия при попытке принять участие в выборах: член КПРФ Олег Денисенко, испытавший первоначально проблемы с муниципальным фильтром в Омской области, в итоге был зарегистрирован по решению Верховного суда, и «эсер» Пучковский на Камчатке, который так и не решил вопрос о своей регистрации и в итоге отказался от борьбы.
Одним из заметных явлений избирательной кампании 2015 года, на взгляд Туровского, стало то, что партии парламентской оппозиции полностью отказались от создания коалиций друг с другом, что оказалось выгодно властям. Коалиции создаются только с властями, тогда как оппозиционных коалиций просто нет, каждый играет сам за себя. Это способствует фрагментации оппозиционного электората.
Провал несистемной оппозиции
В партийной системе мало места остается непарламентским партиям. Их значение начинает снижаться.
Очевидно, что перспективы увеличения числа парламентских партий близки к нулю. Расширение списка партий в региональных органах законодательной власти и в Госдуме не соответствует интересам «Единой России» и остальных парламентских партий. Сами же непарламентские партии ничем себя не зарекомендовали, не сумев привлечь ни элиты, ни симпатии массового избирателя. В итоге если брать губернаторские кампании, то стало меньше попыток непарламентских партий выдвинуть своих кандидатов.
В этой связи стало и меньше отказов в регистрации таким кандидатам, что также способствует снижению напряженности вокруг губернаторских кампаний. В среднем на регион пришлось примерно два случая, когда выдвинутый кандидат отказался от участия или не прошел фильтр, и это немного, отмечается в докладе Туровского. Принять участие в губернаторских выборах смогли на этот раз 11 непарламентских партий.
Процесс включения в кампании непарламентских партий продемонстрировал, во-первых, что они больше не используются для выдвижения сильных представителей контрэлиты. К примеру, в прошлом году от малых партий пытались выдвигаться бывшие губернаторы, прежние главы региональных правительств и т.п. «Гражданская платформа» как партия, которая два-три года назад пыталась работать с региональными контрэлитами, после изменений в своем руководстве перестала быть значимым участником губернаторских кампаний.
Во-вторых, на губернаторских выборах достаточно редко используются спойлеры КПРФ. Их место главным образом в парламентских кампаниях.
В-третьих, не просматривается попыток серьезно раскрутить непарламентские партии, используя губернаторскую кампанию. Бросается в глаза пример «Родины», которая находится у властей на далеком запасном пути. Ее кандидаты были зарегистрированы всего в двух регионах, в то время как в семи случаях на финишную прямую по разным причинам они так и не вышли.
В-четвертых, несистемная оппозиция на губернаторских выборах не представлена, но и подходящих возможностей у нее для этого не было. ПАРНАС напомнил о себе в Ленинградской области, где выдвинулся активист из Санкт-Петербурга Сергей Гуляев. Как и следовало ожидать, муниципальный фильтр преодолеть он не смог. Главный же интерес ПАРНАСа был связан с выборами в региональные парламенты.
В-пятых, на губернаторских выборах отсутствует либеральный фланг. Это обусловлено и слабостью самих либеральных партий, и отсутствием у них конструктивных отношений с властями, позволяющих договориться об участии. ПАРНАС в губернаторских выборах не участвует, а «Яблоко» не смогло найти свою нишу в этих кампаниях, в результате оно представлено только на Сахалине. Кроме указанных выше непарламентских партий в губернаторских выборах практически никто больше и не участвует, кроме Казачьей партии, Партии социальной защиты, которую можно считать спойлером на левом фланге, и близкой по «духу» партии «За справедливость!».
Региональные парламенты
Выборы в законодательные собрания регионов и муниципальные собрания выглядят немного интереснее с точки зрения уровня конкуренции, считает Ростислав Туровский. Анализ выборов в заксобрания показывает, что они тоже главным образом воспроизводят «думский» федеральный стандарт, хотя и с несколько более активным вовлечением непарламентских партий, что создает впечатление большей конкуренции. Тем не менее в выборах, которые пройдут в 11 регионах, в общей сложности принимают участие только 16 непарламентских партий.
Во многих регионах власти явно не стремились расширить число участников и помочь им со сбором подписей. Заметна пассивность контрэлит и бизнеса как потенциальных спонсоров малых партий и новых политических игроков. В итоге предвыборные расклады не выглядят сложными и не предвещают расширения числа парламентских партий на региональном уровне.
Следует отметить и проведение в регионах Центральной России ряда экспериментов с участием большого числа партий. Витриной «политического плюрализма» стала Костромская область с 15 участниками выборов. За ней следуют Калужская и Рязанская области, где зарегистрированы по 10 партий. С ними явно контрастирует далеко не периферийная Челябинская область с участием всего пяти партий.
Закономерно, что на выборах заксобраний чаще используются спойлеры КПРФ. Хотя эта тактика используется умеренно и не повсеместно — в шести регионах из 11. «Коммунисты России» прошли регистрацию в пяти регионах, КПСС — в двух. Наиболее распространенным, если говорить о малых партиях, и в этом случае стало участие «Патриотов России» (восемь успешных регистраций и только два отказа).
Заметной является тактика сдерживания «Родины», что связано со стремлением «Единой России» консолидировать патриотический электорат.
Явно нет у властей интереса и в продвижении «пенсионерских» партий, которые тоже могут повредить «Единой России». Партия пенсионеров России вообще оказалась вне кампаний по выборам заксобраний.
Либеральный фланг
Фактически проявив пассивность в кампаниях по выборам глав субъектов Федерации, либеральная оппозиция бросила основные свои силы на политическую борьбу за места в региональных парламентах, что можно считать подготовкой к думским выборам 2016 года. Но и тут либералам не удалось достичь значимого присутствия.
Главной тенденцией стала активизация «Яблока», которое очевидным образом нацелено на думскую кампанию будущего года, где партии принципиально важно не потерять голоса в сравнении с выборами 2011 года. В итоге она участвует в семи кампаниях, уступая лишь «Патриотам России» по числу своих выдвижений среди непарламентских партий.
Попытка же более радикальной оппозиции в лице партии ПАРНАС принять участие в выборах свелась, как известно, к единственной успешной регистрации партийного списка в Костромской области, где одновременно реализуется сценарий фрагментации электорального поля с участием 15 игроков. Среди них есть и партии, которые могут с оговорками считаться спойлерами оппозиции, такие как «За справедливость!», принявшая аббревиатуру ПАРНАС, Партия свободных граждан, партия «Против всех», ДПР.
В то же время уходят со сцены прежние заметные на либеральном поле игроки. Речь даже не об их поддержке избирателями, обнаружить которую вообще трудно, а просто об участии в выборах. У «Гражданской платформы» оно свелось к двум регионам, у «Правого дела» — к одному. Только в двух регионах выдвигается список ДПР.
Основная часть новых партий даже не пытается участвовать в региональных выборах. Если 16 непарламентских партий смогли зарегистрировать свои списки хотя бы в одном регионе, то еще 14 выдвинули свои списки, однако регистрацию получить не сумели. Чаще всего отказывали партиям «Воля», «Народ против коррупции» и «Народному альянсу». Большинство же зарегистрированных партий принять участие в региональных выборах даже не пытались, что лишний раз говорит об их состоянии.
Муниципалитеты
Выборы муниципальных собраний в 23 региональных столицах представляют собой еще один и тоже важный электоральный эксперимент. Не случаен тот факт, что в отличие от прошлого года во всех городах выборы проходят с использованием пропорциональной системы. Это позволяет проверить нынешнее состояние городского протеста, повысить эффективность работы «Единой России» в городских условиях, а также дать возможности другим партиям, прежде всего парламентской оппозиции, для того, чтобы сохранить, а в некоторых случаях и создать свое присутствие.
В этой связи, как отметил Туровский, сценарий муниципальных выборов напоминает выборы в региональные законодательные собрания, но некоторые тенденции выглядят более рельефными.
Непарламентские партии участвуют в этих выборах немного реже (зарегистрированы списки 15 партий помимо думских), поскольку они на местном уровне мало кому нужны, а сами ресурсами не располагают. В то же время эти выборы открывают чуть больше возможностей для сравнительно более сильных игроков — «Яблока» и «Родины».
Причем на либеральном фланге кроме «Яблока» в городах практически никого нет, и ПАРНАС в муниципальных кампаниях не участвует. Можно отметить только присутствие «Гражданской платформы» и «Правого дела».
Зато чаще выдвигаются спойлеры КПРФ, что в городах может быть важнее, чем на общерегиональных выборах. «Коммунисты России» задействованы в десяти городах, КПСС — в пяти. Как и следовало ожидать, заметны по числу выдвижений «Патриоты России» (12), но на муниципальных выборах они уступают «Яблоку».
Роль главного экспериментального города играет Иваново (13 партий). В остальных случаях число участников не превышает девяти.
Бесплодность партийной реформы
Подводя итоги, Ростислав Туровский в докладе обращает внимание на тенденцию к новому упрощению партийной системы и более четкому распределению ролей, что вполне согласуется с постепенной подготовкой думской кампании.
В этой иерархической системе КПРФ неизбежно попадает на вторые позиции, но ей при этом становится еще труднее демонстрировать свою оппозиционность. На третьем месте оказывается ЛДПР, выступающая в роли заведомо подчиненного партнера властей и ориентирующаяся на олимпийский принцип участия в губернаторских кампаниях.
«Справедливая Россия» сама по сути загнала себя в тупиковое положение, находясь в полной зависимости от решений Кремля, теряя позиции в регионах и даже не пытаясь их удержать. Из-за этого она рискует провалом попыток прохождения во многие региональные и городские парламенты.
Среди непарламентских партий явно выделяются партии с опытом и известными брендами. Роль главного спарринг-партнера у «Патриотов России». Активизировалось «Яблоко». Сложнее ситуация вокруг «Родины», эту лояльную партию явно «придерживают», и она пока вынуждена рассчитывать скорее на муниципальные кампании. В умеренных пределах используются спойлеры КПРФ.
В остальном можно говорить, что новые партии, возникшие в результате последней реформы, не состоялись. По сути основная с количественной точки зрения часть нынешних партий умирает естественной смертью, едва родившись, что лишний раз свидетельствует об их невостребованности и искусственности создания.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/590990#ixzz3l2Y09lK3