Однако возможность компромисса перешла в разряд гипотетических еще несколько недель назад на фоне резкого охлаждения отношений сторон.
С начала будущего года Украина обретает зону свободной торговли с Европой, но теряет торговые преференции со стороны России.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который на переговорах в Брюсселе представлял Россию, не исключил, что работа еще может быть продолжена и после 1 января 2016 года, но она будет вестись в иных условиях.
«Мы, безусловно, будем работать, жизнь не кончается с первым января 2016 года. Переговоры могут вестись уже по ту сторону Рубикона», — сказал Улюкаев по итогам заключительной встречи в понедельник.
Впрочем, по словам еврокомиссара по торговле Сесилии Мальмстрем, продолжение трехстороннего формата переговоров уже невозможно.
Позже Еврокомиссия выпустила заявление и предложила проводить переговоры в рамках трехсторонней рабочей группы с 1 января 2016 года при условии, что Россия выполнит свои обязательства в отношении Украины в рамках зоны свободной торговли СНГ.
А глава МИД Украины Павел Климкин вообще не намерен участвовать в новых раундах встреч. «Сейчас мы не видим оснований для консультаций на министерском уровне», — сказал он, не исключив, что консультации будут продолжены на экспертном уровне.
Ассоциативное мышление
В 2014 году Украина и Европарламент ратифицировали соглашение об ассоциации Украины и ЕС, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Власти РФ опасались, что беспошлинные товары из ЕС через Украину хлынут на российский рынок и создадут неравные условия для отечественных производителей.
Чтобы минимизировать риски, Россия приняла решение перевести Украину на режим наибольшего благоприятствования и установить средневзвешенные пошлины в 6% на импорт украинских товаров.
Такие обязательства по уровню тарифов Россия взяла на себя в ВТО — так что это не противоречит нормам организации. Кроме того, в ответ на введенные Украиной санкции в отношении российских физлиц и компаний РФ с 1 января 2016 года вводит продовольственное эмбарго в отношении Украины.
Власти РФ заранее подготовились к возможному провалу переговоров и приняли нормативные документы с отложенным сроком вступления. Постановление правительства о возможном продэмбарго в отношении Украины было принято еще летом, а на прошлой неделе президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины.
Вместе с тем, стороны все-таки собрались в Брюсселе в надежде на то, что все-таки удастся выйти на какие-то договоренности до нового года. Эти надежды оказались призрачными. Единственным итогом переговоров России, Украины и Еврокомиссии по ассоциацииУкраина-ЕС стало признание необходимости переходного периода по техническим регламентам, однако их сроки не были установлены.
Никаких юридических обязательств участники на себя не взяли, текст соглашения по ассоциацииКиев-ЕС остался неизменным, а Еврокомиссия обвинила Россию в нарушении минских договоренностей об урегулировании конфликта на Украине.
«Указ президента Путина от 16 декабря 2015 года, приостанавливающий действие норм зоны свободной торговли в отношении Украины, добавил элемент политического давления и противоречит условиям, обозначенным в минских заявлениях по участию в трехсторонних переговорах», — говорится в коммюнике ЕК по итогам встречи.
Эмоциональность, негибкость и беспокойство
Журналисты услышали противоположные мнения министров по итогам встречи в Брюсселе — они обвиняли друг друга в излишней эмоциональности и несговорчивости.
«Конечно же, наши партнеры эмоционально это восприняли. Хотя никаких оснований для такой эмоциональности нет. Еще в сентябре на нашей позапрошлой министерской конференции я прямо предупреждал коллег, что именно такие последствия будут в том случае, если мы не достигнем договоренностей — и в том, и в другом случае. Поэтому ничего нового нет», — высказал недоумение Улюкаев.
Евросоюз, Россия и Украина были близки к решению вопроса о ЗСТ, но РФ не проявила гибкости, заочно возразила ему Мальмстрем:
Оценка Улюкаева оказалась противоположной. «Мы завершили весь тур наших трехсторонних переговоров, а это шесть министерских встреч и еще почти 20 встреч экспертов, в ходе которых российская сторона демонстрировала высокую степень гибкости», — считает он.
Он напомнил, что первоначально шла речь о возможности изменения текста соглашения, затем о возможности включения приложений. В ответ на позицию ЕС Россия сняла эти пожелания, и говорила лишь о том, что надо заключить отдельное юридически обязывающее соглашение, которое позволило бы примирить ситуацию, в которой Украина является участником двух разных систем технического, ветеринарного и таможенного регулирования.
«Это был серьезный интеллектуальный, политический и экономический вызов… Ход нашей работы не привел к осязаемым результатам в виде соглашения… Россия осталась один на один со своими беспокойствами и рисками, и мы вынуждены защищать интересы своей экономики в одностороннем порядке», — пояснил свою позицию глава Минэкономразвития.
Климкин и вовсе усомнился в чистоте намерений России по таможенному регулированию. «Россия хотела получить всю информацию о торговле ЕС с Украиной. У нас есть сомнения, что эта информация пойдет в российскую таможенную службу, а не в ФСБ или другие структуры», — сказал глава МИД Украины.
Евросоюз спешит на помощь
Чиновники Евросоюза уверены, что каких-то специальных мер поддержки Украине в связи с введением Россией продовольственного эмбарго и таможенных пошлин, не потребуется: достаточно и того, что страна почувствует себя полноправным членом зоны свободной торговли ЕС. «Дополнительный пакет (помощи — ред.) не планируется, потому что мы уже помогли и много помогаем Украине как экономически, так и политически и в области зоны свободной торговли», — заявила журналистам Мальмстрем.
По ее словам, торговля между Россией и Украиной без того значительно сократилась, к тому же Киев заранее был готов к тому, что договориться с РФ не получится. «Хотя это, возможно, болезненно, но они принимали это в расчет», — сказала еврокомиссар.
Говоря о выгодах евроинтергации для Украины, она отметила, что «вступление в силу соглашения о зоне свободной торговли, конечно, не привнесет существенных изменений стране прямо с 1 января». К тому же позже украинские политики еще будут иметь возможность обсудить свои проблемы с ЕС. «Мы вместе с министром (иностранных дел Украины Павлом) Климкиным примем участие в бизнес-саммите ЕС-Украина в Брюсселе в феврале», — сказала Мальмстрем.
Не будет ощутимого эффекта от принятых решений и для России. По итогам 2015 года, по оценке Минэкономразвития, товарооборот России и Украины составит 12 миллиардов долларов против почти 40 миллиардов долларов два года назад.
«Величина продовольственного импорта из Украины сократилась примерно до 200 миллионов долларов, поэтому макроэкономический эффект… значимого эффекта не будет», — заявил журналистам Улюкаев.
ЕАЭС не дает добро
Серьезные опасения высказывают Белоруссия и Казахстан, которые пока сохраняют торговые преференции с Украиной, и боятся, как бы эта страна не стала транзитной зоной для беспошлинного ввоза европейских товаров на общий рынок ЕАЭС.
«Вы знаете, что с 1 января 2016 года начнёт действовать соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом. Складывается серьёзная ситуация в отношении зоны свободной торговли СНГ. Не только у России, но и всех у нас есть определенные озабоченности по этому поводу», — сказал в понедельник президент Белоруссии Александр Лукашенко.
По его словам, «может сложиться ситуация, когда товар Украины будет замещён товаром Евросоюза в Украине, их товар хлынет на нашу территорию». «Ещё большее у нас опасение, что товар Евросоюза по нулевой пошлине, попав в Украину, если мы не защищаемся, по зоне свободной торговле СНГ попадает на территорию всего СНГ», — отметил он.
Ранее министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова также обещала, что Казахстан будет следить за ситуацией с возможным реэкспортом беспошлинных европейских товаров из Украины.
«Насчет перетока товаров с Украины — конечно, мы будем смотреть, но тут есть механизмы, такие как сертификаты страны происхождения товара, критерии достаточной переработки. На все эти вещи мы будем обращать внимание, наблюдать, мониторить. Конечно же, после того, как у них с 1 января 2016 года вступит в силу соглашение, мы посмотрим, каким образом объемы импорта будут меняться и насколько», — пояснила Айтжанова.
Страны ЕАЭС в будущем вообще могут выработать единый подход по вопросу выхода из зоны свободной торговли с Украиной, сообщил первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов по итогам заседания Высшего евразийского экономического совета, которое состоялось в Москве уже после завершения брюссельской встречи.