25 ноября, 09:28 | Саид ХАЛМУРЗОЕВ
|
Российские правительственные чиновники продолжают открыто говорить о том, что экономика страны погружается в кризис, который уже в самое ближайшее время скажется непосредственно на населении.
Как заявил в понедельник, 24 ноября, на форуме "Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности" глава российского Минфина Антон Силуанов, россиянам придется научиться жить в новой экономике страны, к тому же еще и "затянув пояса". "У нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких зарплат", - подчеркнул он.
Причины текущей "турбулентности" российской экономики, по мнению министра, лежат не столько в наложенных на нее санкциях, хотя и в них тоже, сколько в падении цен на энергоносители, зависимость от которых у российской экономики также высока, как и прежде. "При 108 долларах за баррель мы были слишком богаты, а рубль был более крепок, чем реально мог себе позволить. Сейчас все приходит на свои места", - констатировал Силуанов.
Всего же, по словам главы Минфина, из-за санкций бюджет России недополучит порядка $40 млрд, тогда как ослабление рубля обойдется в $140 млрд валютных потерь страны.
В связи с этим правительство сегодня обсуждает, от каких расходов можно было бы отказаться в первую очередь. Одним словом, в том, что бюджет на следующий год будет основательно сокращен, по мнению Силуанова, нет никаких сомнений.
Параллельно с министром финансов в роли буревестника кризиса выступил и бывший замминистра экономического развития, а ныне зампред ВЭБа Андрей Клепач. По его мнению, российская экономика свалится в минус уже в следующем году: "На следующий год, скорее, минус".
Клепач считает, снижение ВВП может быть "минимально на 0,3 - 0,4%, а может быть, и больше". "Я думаю, что 2015 год будет даже хуже, чем у ЦБ (прогноз ЦБ, в соответствии с которым ожидается нулевой рост экономики России в ближайшие два года), с большой вероятностью это спад", - пояснил бывший замминистра.
Безо всякого сомнения, все "прелести" предстоящего кризиса испытать на себе предстоит населению. Несмотря на заявления Силуанова о том, что санкции не главный источник экономических проблем, на деле это не совсем так. Помимо своего прямого действия санкции влияют на общую ситуацию, в том числе и опосредованно.
Наиболее сложной проблемой является закрытие доступа целому ряду крупнейших российских компаний к иностранным заимствованиям. И это при том, что многие из них уже основательно сидят на иностранных кредитах. Компании уже начинают сталкиваться с проблемами по кредитным платежам при полном отсутствии возможности перекредитоваться по западным расценкам. Помочь всем им за счет средств ФНБ и государственных кредитов государство не в состоянии. Это означает, что для выживания компаниям придется переходить к тому самому "затягиванию поясов", на деле означающему сокращения зарплат и массовые увольнения.
С другой стороны, удар по населению наносят и ответные действия РФ на санкции Запада. Введение эмбарго на продовольственные товары уже привело к резкому росту цен на продукты питания. Причем включая даже те, которые не попадают под санкционные списки.
Все это дополняется довольно резким и значительным ослаблением рубля, что в импортозависимой экономике может иметь самые серьезные последствия. Каким будет выход из этой ситуации, сегодня сказать невозможно.
Очевидно, что санкции с РФ не будут сняты до той поры, пока она не откажется от своих геополитических планов. А отказываться от них она не будет. Несмотря на заявления правительственных чиновников о сокращении расходов, наиболее емкие статьи - в первую очередь, на содержание и перевооружение армии, а также на остальные силовые структуры - останутся неизменными. Также нет никаких сомнений, что значительные средства будут расходоваться на поддержание дружественных непризнанных государственных образований, таких как Абхазия, Южная Осетия, а также, скорее всего, еще и ДНР и ЛНР.
Единственным наиболее логичным решением в этой ситуации является ставка на национальный бизнес. Предоставление ему максимума свободы может позволить решить проблему с рабочими местами и насыщением рынка отечественными товарами. Ряд экспертов и чиновников, осознающих всю пагубность ситуации, уже сегодня выступают за максимальное высвобождение бизнеса. Однако в условиях сложившейся системы вряд ли кто-то в Кремле будет готов к предоставлению бизнесу излишней свободы. Подобные действия начинают входить в конфликт с основными принципами существования самой системы.
Таким образом, складывающаяся ситуация выглядит весьма печально: все внешние условия работают против российской экономики, при том что немногие алгоритмы, способные разрешить ситуацию, оказываются неприменимыми. Следовательно, все это может свидетельствовать о том, что кризис будет затяжным и крайне болезненным для населения. Нечто подобное ему уже доводилось переживать в 90-е гг. прошлого века.