При взлете корабля «Союз МС-10» произошла нештатная ситуация и сработали аварийные двигатели головного обтекателя — передней части ракеты. Именно они увели корабль в сторону — за две секунды он отлетел на 125 метров, рассказал «Известиям» Виктор Волчков, специалист, работавший над созданием двигателей системы аварийного спасения (САС). Это произошло впервые в истории космонавтики. Несмотря на то что САС такого типа была создана еще в 1986 году, благодаря ей корабли серии «Союз» продолжают оставаться одними из самых безопасных в мире. Что касается причины запуска аварийной системы, — с ней будет разбираться специальная комиссия, которая проведет тщательное расследование.
Неудачный запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошел утром 11 октября. Космический аппарат должен был состыковаться с МКС в 17:44, но при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй произошло аварийное отключение двигателей. Космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Николас Хейг выжили благодаря сработавшей системе аварийного спасения (САС). Спускаемый аппарат корабля «Союз» приземлился в Казахстане — в 20–25 км от города Жезказган.
Причиной, по которой космонавты остались живы и не пострадали, стала система аварийного спасения на корабле «Союз МС-10», сработавшая штатно.
Она была спроектирована в 1986 году. И с тех пор в неизменном виде сопровождает каждый полет космонавтов на «Союзах». До 1986 года система многократно модифицировалась.
Начальный вариант стоял еще на первом «Союзе». Потом появилась модификация для миссии «Союз» – «Аполлон», следующая — для программы облета Луны, еще одна — для «Союза Т-10-1» — именно она спасла Геннадия Стрекалова и Владимира Титова в 1983 году, выбросив их из загоревшейся ракеты на старте. Нынешняя модификация спасательной системы была создана через три года после этого неудавшегося полета.
В систему спасения входит 10 двигателей, которые срабатывают на разных этапах выведения корабля. В составе установки — ракетный двигатель (двухкамерный), двигатель разделения, четыре управляющих двигателя и четыре дополнительных на головном обтекателе — передней части корабля, предназначенной для его защиты от аэродинамических и тепловых нагрузок. САС автоматически выбирает систему управления концентрацией,которую нужно применить в данный момент для того, чтобы спасти экипаж.
Если полет идет штатно, то на 114-й секунде двигательная установка системы (ДУ САС) сбрасывается. Однако Алексей Овчинин и Ник Хейг провели в полете 119 секунд.
Действительно, двигательная установка системы аварийного спасения уже была сброшена, рассказал «Известиям» Виктор Волчков, специалист в области твердотопливного двигателестроения космического назначения и заместитель главного конструктора по космической технике МКБ «Искра», работавший над созданием двигателей САС.
— По нашей информации, впервые в истории космонавтики сработали четыре аварийных двигателя на головном обтекателе, который еще не успел отделиться. Они были предназначены именно для таких ситуаций. Эти четыре двигателя увели корабль с космонавтами в сторону. Хотя, конечно, для подробного разбора этой ситуации свои выводы должна предоставить комиссия по разбору полетов, — пояснил эксперт.
По версии Виктора Волчкова, семитонный корабль вместе с обтекателем был отброшен в сторону со скоростью 100 метров в секунду (360 км в час) при срабатывании аварийных двигателей. За две секунды корабль отлетел от ракеты на расстояние в 125 метров. Конечно, при таком рывке в сторону космонавты испытывают перегрузку, но обычно она не превышает 13g и длится 2–4 секунды.
В Минобороны «Известиям» подтвердили, что поисково-спасательная операция прошла штатно, практически как на учениях. Поисково-спасательный отряд сразу же выдвинулся к месту вероятного падения спасательного аппарата. Были задействованы два вертолета Ми-8 из состава отдельного поискового отряда Центрального военного округа. Для «поисковиков» район Жезказгана (Карагандинская область, Республика Казахстан) — это стандартное место, которое стоит в плане спасательной операции.
Личный состав поисково-спасательного отряда ЦВО насчитывает свыше 300 человек. Туда входит подразделение парашютистов и команда медиков. В структуре отряда также десятки единиц техники: самолеты Ан-12 и Ан-26, вертолеты Ми-8, вездеходы, болотоходы и другие специальные машины.
Наземные группы выехали к месту высадки на поисково-эвакуационных машинах ПЭМ-1 и ПЭМ-2, которые входят в поисково-спасательный комплекс «Синяя птица». Это трехосные колесные вездеходы-амфибии, разработанные на базе ЗиЛ-4960. ПЭМ-1 имеет вместительный пассажирский отсек, приспособленный для оказания первичной медицинской помощи, а ПЭМ-2 — грузовую платформу и подъемный кран, она предназначена для транспортировки спасательной капсулы. В комплекс входит также шнекоход ПЭМ-3.
Во время запуска космического аппарата в обязательном порядке организовывается дежурство сил и средств поисково-спасательного обеспечения старта и посадки, это несколько десятков вертолетов и самолетов, которые готовы к взлету в любую минуту, рассказал «Известиям» заслуженный военный летчик, бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны генерал-майор Владимир Попов.
— Большая часть авиатехники находится на аэродроме Байконура с запущенными двигателями, — пояснил эксперт. — В аварийной ситуации они немедленно взлетают и направляются в зону приземления космонавтов. Заранее просчитываются поля падения, куда может приземлиться тот или иной сегмент корабля, в эти районы направляются спасательные группы. Алгоритм поиска расписан буквально по секундам, время на спасение максимально сжатое.
«Известия» пообщались с космонавтом Владимиром Титовым, который был непосредственным участником срабатывания системы аварийного спасения в 1983 году. Тогда «Союз Т-10-1» должен был доставить экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до запуска загорелось топливо ракеты-носителя, и была запущена система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем. В результате полет космонавтов длился всего 5 минут и завершился в 4 км от стартового комплекса.
— Почти сразу понимаешь, что «нечистая» несет не туда, куда нужно. Перегрузки, тяжело, но в первую очередь еще и обидно, и печально, что не удастся попасть в космос. Для Алексея Овчинина это второй полет, а вот Ник Хейг собирался отправиться в космос впервые. Мне повезло, я после аварии еще три раза был в космосе, — рассказал Владимир Титов «Известиям».
Комиссия проанализирует смещение вектора полета, выяснит детали остановки двигателя, отметил Владимир Титов.
— Но определенно, проблему стоит искать и в том, что какие-то шестеренки в аппарате «Роскосмоса» вращаются неправильно. Думаю, причина в том, что хоть в 90-е годы активно пытались спасти космонавтику, но все равно образовался провал из-за ухода хороших специалистов, отсюда и неудачи последних лет, — считает он.
Алексей Овчинин и Ник Хейг должны были провести в космосе 187 суток. Одной из задач российского космонавта был поиск улик, связанных с появлением отверстия в «Союзе». Планировалось, что российские космонавты выйдут в открытый космос и обследуют корабль снаружи. Теперь проблема останется нерешенной до следующего пуска, который может состояться не раньше декабря.
Также в российской программе было запланировано 56 экспериментов, в частности, поставлена задача по выращиванию фрагментов человеческих органов (щитовидной железы и хряща) на орбите с помощью биопринтера. Его сохранность под вопросом. Дело в том, что при таких авариях приборно-агрегатный и бытовой отсеки разбиваются, а вот спускаемый аппарат, в котором перевозился биопринтер, обычно можно использовать повторно. Почти все такие аппараты после срабатывания САС летали в космос с помощью другой ракеты. Как сообщил «Известиям» соучредитель и управляющий партнера 3D Bioprinting Solutions, создатель биопринтера Юсеф Хесуани, надежда на то, что уникальный биопринтер уцелел, всё еще сохраняется.
Представитель NASA Кэтрин Хамблтон рассказала «Известиям» со ссылкой на руководителя NASA Джима Брайденстайна, что приоритет и для их организации, и для «Роскомоса» — обеспечение безопасности космонавтов и выяснение причин аварии.
— Ник Хейг и Алексей Овчинин находятся в хорошем состоянии после сегодняшнего прерванного запуска. Они будут доставлены в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке. Будет проведено тщательное расследование причин инцидента. Команда NASA внимательно следит за ситуацией и тесно сотрудничает с «Роскосмосом» для обеспечения безопасного возвращения экипажа. Безопасность экипажа является высшим приоритетом, — добавила она.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подчеркнул, что это первый случай аварии с ракетами этого типа.
— Авария произошла на ракете, которая имела очень высокую безаварийную статистику. И это очень плохая новость. Хорошая новость в том, что блестяще сработала система аварийного спасения. Поэтому эти две новости в сочетании дают результат такой, что ситуация драматическая, но удалось избежать гораздо более худшего развития событий, — заявил он, прибыв на Байконур.
Для расследования причин аварии создана госкомиссия, ее работа уже началась. До выяснения причин ЧП решено приостановить все пилотируемые пуски к МКС. Они проводятся только с космодрома Байконур и только на отечественных «Союзах».