20 мая 2017, 18::10 Фото: mospat.ru Текст: Александр Чаусов |
В воскресенье в Россию прибудут мощи Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых Русской церковью святых, превратившегося на Западе в коммерческий образ Санта-Клауса. Для верующих это уникальное событие, почти чудо, и очередь к мощам обещает растянуться на километры. При этом нужно понимать, что приезд мощей – это еще и политическая победа РПЦ и России в целом.
По словам митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата, возможность приезда в Россию мощей Николая Чудотворца обсуждалась на исторической встрече патриарха Кирилла и папы римского Франциска в аэропорту Гаваны на Кубе. «Договоренность была достигнута тогда же, и в течение последнего года велись консультации с архиепископией города Бари о том, чтобы значительная часть мощей была принесена в пределы Русской церкви», – уточнил он.
Заступник с кулаками
Первый храм во имя Николая Чудотворца на русских землях появился еще до Крещения Руси – на могиле воеводы Аскольда (в христианстве – Николая), убитого князем-язычником Олегом. Сам Чудотворец, по понятным причинам, на Руси никогда не был, но стал, пожалуй, «самым русским» святым, по крайней мере, одним из наиболее почитаемых православными. Народные верования ставили его на один уровень с Христом и Богоматерью, а многие языческие племена считали, что русские молятся Николаю Чудотворцу как Богу.
Причины такой популярности объяснимы – святого описывают как заступника простых людей, бедняков и путешественников, как человека скромного и милосердного. Один из его поступков, описанных в житии – подбрасывание денег на приданое для дочерей разорившегося богача – лег в основу традиции рождественских, а впоследствии и новогодних подарков. И если в России с приходом Советской власти воцарился Дед Мороз, то в европейских странах, США и на Западной Украине до сих пор чтят именно Святого Николая или Санта-Клауса, который одаривает детей, точнее, тех из них, кто хорошо себя ведет.
В России есть своя история «православного Деда Мороза», связанная с Николаем Чудотворцем, – сказ про кузнеца Ивана из села Морозовицы, что под Великим Устюгом (сейчас там «резиденция» новогоднего волшебника – туристический бренд). На протяжении всей своей жизни он заботился об окружающих его детях, при этом вся его семья была убита разбойниками. Однажды Иван провалился под весенний лёд, но его спас явившийся по молитве Николай Чудотворец, дав отдельное послушание:
«За превеликую доброту твою к детям повелено мне спасти тебя. Невозможно, чтобы дети лишились такого радетеля за них. Дети – дар Божий. Кто любит детей, тому сугубая благодать даётся, потому что Сам Господь детей благословил. Оставь все прежние дела свои, есть кому кроме тебя землю пахать и молотом махать. Будь мне помощником. Даю тебе послушание смотреть за детьми, чтоб никто не обижал, не огорчал их».
Понятно, что это всего лишь фольклор, но он хорошо демонстрирует отношение к Николаю Чудотворцу в нашей стране. Его чтут как заступника страждущих в самой безнадежной ситуации. От душевных щедрот и богатой фантазии русский народ наделял Святителя Мир Ликийских самыми разными мифологическими качествами. Есть и такие эпизоды, в которых Николай Чудотворец «воскрешает» погибших моряков, что с канонической и исторической точек зрения, мягко говоря, неоднозначно.
В этом ряду стоит и одна из самых известных, притом официально оспоренных легенд – удар по щеке, якобы нанесенный ересиарху Арию на Первом вселенском соборе. Эта вставка в биографии Чудотворца появилась именно в России и ранее нигде не фигурировала. Меж тем есть все основания полагать, что Святителя Николая попросту не было на том Соборе, да и нарушить апостольские правила, по которым епископ, ударивший человека, извергается из сана, Чудотворец, думается, не мог.
Как бы там ни было, чудеса святого Николая в России охватывают практически весь исторический путь нашей страны – с момента Крещения Руси до XX века. Одним из первых является история о спасении из вод Днепра утонувшего младенца, по мотивам которой написан первый русский образ святого или «Никола Мокрый». Сейчас он находится в Софийском соборе в Киеве.
С Киевом и нашествием печенегов связана и история поручительства Чудотворца перед киевлянином Добрыком за язычника, попавшего к тому в плен и отпущенного под залог. Язычник-печенег поклялся, что вернется к Добрыку с выкупом, но обещания сдержать не захотел. Согласно преданию, Святитель Николай являлся к нему трижды, на третий раз – с нанесением тяжких телесных повреждений, после чего печенег не только выплатил долги, но и пожертвовал обильные средства на строительство храма, естественно, в честь Святителя Николая.
Еще одна легенда и широко известный образ, связанный с ней, – Никола Можайский. Существует деревянная скульптура святого, явившегося в небе перед ордынским отрядом, осадившим Можайск, после чего противник отступил от стен города. Она сохранилась и поныне, представляя собой Святителя с мечом в одной руке и с городом Можайском в другой.
Впрочем, подобных историй, каноничных и не особенно, можно привести великое множество.
Что же касается XX века, то, пожалуй, наиболее известной «городской легендой» является «Зоино стояние». В конце пятидесятых (то есть в разгар атеистической кампании Хрущева) девушка по имени Зоя Карнаухова решила потанцевать с иконой Николая Чудотворца в руках, а на реплику о том, что это грех, ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!». В процессе танцев с иконой Зоя застыла на месте и простояла так 128 дней.
Подчеркнем вновь: в данном случае важна не историчность, а особенности отношения к Святому Николаю даже в советской атеистической России. При этом у XX века свои правила – легенда о «Зоином стоянии» легла в основу художественного фильма со «звездным» актерским составом.
Похищение тысячелетия
#{religion}Мощи Чудотворца приедут в Россию накануне празднования их переноса из Мир Ликийских (ныне это турецкая провинция Анталия) в город Бари (ныне – Италия), которое традиционно проходит 22 мая. Прежде у нас уже побывал ковчег с малой частицей мощей, изъятых из берцовой кости тела Святителя. Это было в 2012 году, и событие привлекло массу паломников. Сейчас же речь идет о приезде не частицы, а практически всех мощей. Чтобы значимость этого события была более выпуклой, уточним – мощи покидают город Бари впервые за 930 лет. Еще раз – впервые за 930 лет.
В своей речи по этому поводу, обращенной ко всем верующим, патриарх Кирилл заявил: «Поклоняясь чудотворным и многоцелебным мощам сего великого угодника Господня, необходимо помнить о том, что мы призваны быть подражателями добродетелей Мирликийского святителя, и помощь, ниспосылаемая нам по его ходатайству, будет тем очевиднее и щедрее, чем более мы будем уподобляться ему в любви ко Христу и всем людям. Дай Бог, чтобы это важное событие в истории нашего Отечества и всего русского Православия послужило духовной пользе архипастырей, клириков, монашествующих и всех верных чад Русской православной церкви».
Власти Москвы заранее обозначили, где будет стоять очередь к мощам: предположительно, она растянется на два километра от Крымского моста по направлению от «Парка культуры» и до храма Христа Спасителя. На данном маршруте планируется организовать три пропускных пункта и пункты питания. Кроме того, будет создан оперативный штаб, поскольку есть вероятность, что очередь может растянуться до пяти километров – поклониться мощам едут паломники со всей России.
Памятуя о скандалах с «блатными» в очереди к Поясу Богородицы в 2011 году, руководитель столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Владимир Черников пообещал, что «никаких специальных пропусков не будет, доступ к мощам будет организован в порядке общей очереди для всех граждан». При этом и церковные, и светские власти рекомендуют паломникам запастись водой и не пользоваться личным транспортом.
В Петербурге мощи будут выставлены для паломников с 13 по 28 июля. Скорее всего, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В общем, праздник перенесения мощей святого в Бари у нас в стране в этом году будет отмечаться особенно масштабно и при его фактическом присутствии. К слову, само это событие определено неоднозначными обстоятельствами, что, впрочем, не мешало русским праздновать его уже через несколько лет после принятия христианства.
Дело в том, что кости святого были в два этапа похищены венецианскими и барскими купцами из Мир Ликийских. В первый «заход» было вывезено собственно тело (утверждается, будто вскрывшие саркофаг увидели мироточение мощей), во второй – где-то через 10 лет, в ходе Первого Крестового похода – та часть мощей, что ныне находится в Венеции. Организаторы насильственной акции опасались уничтожения тела Святителя мусульманами, которые уже успели до того стереть с лица земли ряд христианских святынь.
«Если бы мощи оставались в Мирах Ликийских, то неизвестно, сохранились бы они. Вполне возможно, что их похитили бы или уничтожили, как были уничтожены многие святыни, находившиеся в Малой Азии. Поэтому в богослужении праздника перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бари говорится, что в этом событии действовал Промысел Божий, который сохранил честные мощи, и теперь они являются святыней для христиан Востока и Запада», – напоминает митрополит Иларион.
До сих пор католические священнослужители раз в год специальным приспособлением вычерпывают миро из раки с мощами, соблюдая традицию. При этом очевидцы утверждают, что миро мощей Святителя – это не привычное православным прихожанам «масло», а кристально чистая жидкость, более всего напоминающая воду.
Характерно, что на фоне беспрецедентного почитания Николая Чудотворца в России многие ультраортодоксы критикуют патриарха Кирилла как «криптокатолика и экумениста», который слишком тесно общается с Римским престолом. Очередная волна критики поднялась именно после встречи на Кубе, по итогам которой в Россию и приезжают мощи Святителя. Как консерваторы будут выкручиваться теперь – вопрос, конечно, интересный. Но не главный.
Главное в том то, что в этом году можно отпраздновать не только традиционное перенесение мощей Святителя Николая в Бари, но перенесение их в Россию, пусть и кратковременное. Для Русской православной церкви Николай Чудотворец – уникальный и, пожалуй, самый значимый святой. Православные историки усматривают в этом определенный символизм: само имя Николай с греческого переводится как «победитель народов». И кажется, что наш народ (в числе многих) Святитель Николай «победил» особенно полно и глубоко.
Текст: Александр Чаусов