В возрасте 86 лет ушла из жизни певица и композитор Тамара Миансарова – икона советской эстрады, исполнитель «Черного кота», «Рыжика», «Летки-енки» и других классических шлягеров.У Миансаровой не было истории «подъема со дна», из низов и рабочей среды в артисты, какую увидишь у многих ее ровесников, а была музыкальная школа при Минской консерватории и два диплома о высшем музыкальном образовании. Поработав концертмейстером в ГИТИСе, она занялась сольной эстрадной карьерой – и уже в 1958 году взяла третью премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, тогдашней главной табели о рангах. На волне успеха ее приняли в Московский Мюзик-Холл, где она стала выступать в спектакле «Когда зажигаются звезды».
А первый триуф ее ждал с песней, которая с ней не очень ассоциируется – или ассоциируется, но не совсем с ней.
В 1963 году она едет на эстрадный фестиваль в Сопот и исполняет там песню «Солнечный круг», которая всего через 10 лет станет обязательным пунктом репертуара любого детского хора.
Она поет его звенящим, почти детским голосом, полным какого-то юношеского задора. Советское партийное и музыкальное начальство не особенно верило в ее успех; руководитель ансамбля Игорь Гранов тоже был полон скепсиса, да к тому же не смог как следует порепетировать. Тем не менее, польская публика настолько была ошеломлена веселым номером, что буквально носила ее на руках. Слава перекинулась через границу – с тех пор она стала звездой, с признанием на родине и огромным фан-клубом в сопредельном государстве – в Польше про нее даже сняли большой документальный фильм.
Годом позже, в новогоднюю ночь 31 декабря 1964 года, во время прямого эфира Новогоднего «Голубого огонька» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню «Рыжик»,
а еще через год, и снова на «Огоньке» – знаменитого «Черного кота», которого для певицы написали Юрий Саульский и Михаил Танич.
Нынешним зрителям всех поколений она известна во множестве перепевок, однако Миансарова пела его каким-то удивительным, с едва заметной хрипотцой, голосом, который надолго оставался в слуховой памяти.
До 1970 года у нее была полноценная международная карьера, она много выезжала за рубеж и еще больше гастролировала по стране – пока ее успех не стал мешать неизвестным недоброжелателям. Она попала под запрет на выезд, ее перестали показывать по ТВ, на котором раньше была частой гостьей. Она поехала на родину – на Украину, точнее, в Донецкую областную филармонию, где проработала вплоть до самой перестройки.
Однако именно перестройка, с ее рок-бумом и бунтом против традиции, спутала карты многим ее собратьям по цеху – Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону, Людмиле Зыкиной. Вернувшись в Москву во второй половине 1980-х, она вернулась и к тому, с чего начинала – пошла работать в ГИТИС, на эстрадный факультет. Однако уже, конечно, не концертмейстером, а преподавателем кафедры вокала.
Некоторые из ее учеников сделали достаточно серьезные карьеры – например, певец Юлиан или Алика Смехова.
Ее последний оригинальный диск «Как будто вчера» вышел в 1989 году на фирме «Мелодия». Она никогда не хлопала дверью, не делала громких заявлений о завершении карьеры для привлечения к себе внимания – она продолжала преподавать, в начале 90-х впервые съездила с большими гастролями в Америку, а в 2000-м на «Старых песнях о главном» вовсю распевала с обожавшим ее Евгением Хавтаном своего знаменитого «Черного кота». В 2012 году выпустила собственную автобиографию «Тамара Миансарова. И в жизни, и на сцене».
Наряду с Эдитой Пьехой и Анной Герман, Миансарова была олицетворением советской эстрады – той частью странной, зародившейся в 60-е синтетической советской культуры, которую не спешили выкинуть вместе с эпохой на помойку. Была символом того благородства и достоинства, которого не всегда требовала, но всегда ценила в артисте советская массовая культура. Именно поэтому она и стала одним из советских музыкальных брендов – по крайней мере среди соседей СССР и собратьев по соцлагерю. Такими же, какими во Франции - тоже взорвшавшаяся в 60-е новой музыкой - были Франсуаз Арди, Франс Галль и другие выдающиеся артисты.
Кстати, заслушивавшиеся своей соотечественницей Анной Герман поляки до беспамятства любили и советскую украинку Миансарову – так, в 1980-е годы польский журнал «Панорама» включила ее в пятерку самых популярных певцов последней четверти века, где ее соседями по табели о рангах стали Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур.