Старикам здесь место

30.09.2016 08:45
 
Модной бабушкой Ульяновска Валентина Ивановна Засимова стала случайно. У Ленинского мемориала она продавала носки и варежки. Товар шел плохо. Но однажды ей предложили прийти в центр культурных индустрий "Дом Штольца". Там Серовой подсказали, как "играть" с носками и покупателями. И теперь она вяжет шапки с буквой "Ё", памятник, который стоит в Ульяновске. Шарфы и носки брендирует силуэтом Ленина. Они идут на ура у китайских туристов.

- Мы все задумывали в расчете на молодежь, - делится впечатлениями куратор проекта "Дом Штольца" Максим Трошин. - Но локомотивом проекта, его тягловой силой стали пожилые люди. Они умеют делать дело, а мы подсказываем, как встраиваться в тренды. Кстати, такие мастера, как Засимова, навели нас на мысль, что надоевшему ширпотребу бабушкин хенд мейд - отличная замена.

Вслед за Засимовой в "Дом Штольца" пошли пожилые швеи и пенсионеры-ремесленники. "Креативит", порой удачно, молодежь, а держат уровень, качество и поток возрастные мастера.

- Общественный запрос на активность пожилых людей - обнадеживающая тенденция, - считает член-корреспондент РАН Наталья Римашевская. - Он может оказаться формулой упрочения здоровья нации. Дело в том, что беби-бум эпохи экономического роста постепенно сменяется на период затяжного падения рождаемости, который впереди. Ему на смену идет следующее поколение, которое будет малочисленнее тех, кто беби-бум осуществил. В репродуктивный возраст вступили дети 90-х, а их рождалось меньше всего. К тому же приближается пора умирать поколению послевоенных детей, которых рождалось намного меньше, чем до 1941 года. И из двух резервов сохранения населения более реальным выглядит второй - повышение качества жизни здравствующих поколений - более реальным выглядит второй.

Прогноз Римашевской, известного демографа, разделяют многие эксперты, убежденные в том, что на данном отрезке истории надо искать разные резервы сохранения нации. Один из них - увеличение продолжительности жизни зрелых людей за счет роста ее качества. А оно немыслимо без востребованности пенсионеров не на любой, а на той самой работе, которая продлевает жизнь.

- У нас есть запас прочности, который может использовать государство, чтобы увеличить продолжительность жизни, - убежден директор Института демографии ГУ ВШЭ Анатолий Вишневский. - Резервы связаны с внешними факторами смертности. Транспортные аварии, отравления, алкоголизация, самоубийства - власти уже влияют на снижение этих показателей. Но главный фактор - внутренний. Он невидим, а нам надо понять, что наступает эпоха "мелочей", когда важна жизнь каждого отдельно взятого человека, который может оказаться той "соломинкой", которая всех спасет. Страна ставит амбициозные цели экономического развития, а включенность пожилых людей дает шанс выкарабкаться из сложной развилки истории

Партнеры