Цена на нефть растет, но очень медленно. А значит, наша казна остается дефицитной. Властям надо срочно искать выход из положения: какие расходы сократить и какие доходы - нарастить. На увеличение налогов пока наложили табу. Поэтому экономический блок правительства снова стал лоббировать повышение пенсионного возраста. Быстрой экономии это не даст, но хотя бы избавит от возможных проблем в будущем. Особенно, если цена на нефть в ближайшие годы не вырастет...
1) Чиновники договорились
Как водится, инициатором дискуссии о пенсионном возрасте снова стал бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Он эту тему не отпускает уже лет семь.
- Пора снять этот вопрос с обсуждения. Надо уже принять решение, и тогда большая часть вопросов отпадет, – сказал он в одном из недавних интервью.
Его тут же поддержал действующий министр экономики и тезка - Алексей Улюкаев: «Повышение пенсионного возраста — решение плохое, но неизбежное, и оно обязательно будет принято».
Причем оба уважаемых экономиста сошлись даже в нюансах. Во-первых, они считают, что в объявить о принятом решении нужно уже этой осенью. А начать повышение - с 2019 года. Мол, трех лет вполне хватит, чтобы россияне свыклись с этой мыслью.
Во-вторых, нужно уравнять мужчин и женщин. И в-третьих, если уж повышать, то намного (до 63 лет), но постепенно. По три-четыре месяца каждый год (для женщин можно и побыстрее).
2) Стимулы не работают
Что примечательно, на этот раз в социальном блоке правительства возражать не стали. Отмолчались. Хотя обычно они выступали резко против. И вот главный аргумент: мол, нынешняя пенсионная система и так стимулирует людей работать дольше и не обращаться за назначением пенсии.
Эта схема работает с начала 2015 года. По ней зарплата формируется из стажа и официальной зарплаты. Чем и то, и другое больше, тем выше будет пособие. Более того, в формуле есть прибавочные коэффициенты. К примеру, если человек отложил выход на заслуженный отдых на пять лет (и не получал в это время пособие по старости), то пенсия будет примерно в полтора раза выше. Если на 10 лет - более чем вдвое (подробнее - см. графику).
Тогда чиновники даже делали прогнозы и анализировали соцопросы - по ним выходило, что минимум каждый третий россиянин готов воспользоваться этой схемой. Мол, если зарплата позволяет, можно и позже на пенсию выйти: когда уволят или самому захочется отдохнуть. И тогда пособие будет больше.
Но на этот раз этот довод никто в правительстве не приводил. И это наводит на определенные выводы. Либо внутри правительства решение уже приняли и осталось дождаться только официальной огласки, либо стимулы не работают. В Пенсионном фонде, к примеру, затруднились подсчитать, сколько именно людей уже воспользовались правом отложить пенсию.
- У нас работает заявительный характер, - пояснили в пресс-службе ПФР. - Человек пришел, принес документы - мы ему назначили пенсию. Но мы не можем посчитать, сколько людей к нам не пришло. Такой статистики у нас не ведется.
3) Бюджетная жажда
Сложная схема со стимулами придумывалась чиновниками не просто так. Точнее не от хорошей жизни. Несколько лет назад на разговоры о повышении пенсионного возраста наложил вето сам президент. Поэтому Минтрудподключил экспертов, чтобы те разработали альтернативную схему: когда граждане сами работали бы дольше. То есть такое косвенное повышение пенсионного возраста.
Но итоги такой альтернативы пока не очевидны. В то время как, если поднять выход на заслуженный отдых, результаты легко посчитать. Во всех странах так делают.
Тем более что главный минус затеи со стимулами (который особенно актуален сейчас) - денег от этого в казне не прибавляется. Почти все, что государство экономит, уходит на дополнительные выплаты тем, кто начнет выходить на пенсию позднее.
А расходы на пенсии сейчас гигантские. Государство тратит на это более 6 трлн. рублей в год. При этом поступления от страховых взносов - всего около 4 трлн. рублей. Это те деньги, которые отчисляют с наших зарплат работодатели. Вот вам и объем дыры, которая компенсируется из бюджета.
При этом число пенсионеров растет каждый год на несколько сотен тысяч человек. По прогнозам экспертов, к 2035 году в России на одного пенсионера будет приходиться один работник. С такими пропорциями наша экономика сможет справиться, только если нефть будет стоить больше $200 за баррель. А такой щедрости на мировых рынках точно не будет.
Эту математику власти должны учитывать. Поднимать налоги уже некуда (и лучше не в кризис). Значит, единственная возможность - сокращать расходы. Тем более что пенсионный возраст не поднимался в России с 1932 года. А продолжительность жизни сейчас гораздо выше, чем тогда.
КСТАТИ
Не знаю, можно ли это назвать плюсом. Но если пенсионный возраст повысят, то число пенсионеров точно будет меньше. А это значит, что у правительства будет больше возможностей повышать пособия по старости. В теории, конечно. А на практике все будет зависеть от состояния экономики.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Им бы накопления взять и отменить
Вице-премьер Ольга Голодец считает, что вместо повышения пенсионного возраста деньги для пенсионеров можно найти в другом месте. Например, если отменить накопительную часть пенсии. Государство, собственно, в последние три года так и делает. Но это тоже не выход. Дыра в бюджете сокращается лишь на 400 млрд. рублей. Плюс власти берут на себя дополнительные обязательства по выплатам в будущем.
МЕЖДУ ТЕМ
Медведев призвал восстановить индексацию пенсий с 2017 года
Председатель российского правительства Дмитрий Медведев призвал кабинет министров поработать над тем, чтобы восстановить индексацию пенсий в полном объеме с 2017 года (подробности)
КСТАТИ
"Комсомолка" подсчитала, сколько денег потеряли пенсионеры
Взялась за старое вице-премьер Ольга Голодец. В середине недели она сделала сенсационное заявление. Мол, россияне потеряли 200 млрд. рублей пенсионных накоплений. А все из-за того, что управляющие негосударственных пенсионных фондов сработали в убыток (подробности)