1
|
10 сентября 2020, 23:20 Фото: Александр Бахтин/ТАСС Текст: Андрей Самохин, Михаил Мошкин |
В пятницу в России стартуют выборы в регионах, которые впервые проходят в новом формате. Теперь проголосовать можно будет в течение трех дней, а не только в воскресенье. А у жителей двух регионов появится возможность отдать голос через интернет. Но если внедрение новых видов голосования несет избирателям дополнительные удобства, то политическим партиям и избиркомам придется адаптироваться к новым реалиям.
«Если рассматривать выборы как сервис, то можно отметить – они становятся удобнее и доступнее для пользователя. Такие механизмы демократии, как голосование в течение нескольких дней и подача голосов через интернет, активно развиваются в мире. Ограничения, принятые во время пандемии, подстегнули развитие дистанционного электронного голосования и в мире в целом, и в России. Эта практика пришла в нашу страну надолго», – заявила Екатерина Соколова, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
В четверг эксперт представила доклад на организованном ЭИСИ круглом столе политологов и политтехнологов на тему «Выборы для избирателей. К прямой демократии XXI века». Соколова также выступила в качестве модератора этой дискуссии.
В своем докладе эксперт ЭИСИ провела историко-географический обзор развития демократической системы в мире, показав, как постепенно уходили в историю имущественный ценз, ограничения по полу и расе, снижался возраст имеющих право голоса.
«Нам в этом смысле повезло, Россия получила хорошее наследство от Советского Союза, – в свою очередь отметил Игорь Борисов, председатель совета Российского общественного института избирательного права. – Нам досталось продолжительное время голосования – с восьми утра до восьми вечера, право голосовать досрочно, голосовать вне помещения и по открепительным талонам. Так что население привыкло к тому, что государство гарантирует им не только равное голосование вне зависимости от уровня дохода, от пола, расы и так далее, но и обеспечивает комфортные условия для волеизъявления».
Но в современном мире выборные системы продолжают совершенствоваться для удобства избирателей, заметила Соколова. Она напомнила, что голосование в течение нескольких дней было успешно опробовано весной на выборах в парламент Южной Кореи и уже хорошо зарекомендовало себя в России – во время голосования по поправкам в Конституцию. Напомним, что россияне могли выразить свою волю в течение недели – с 25 июня по 1 июля.
А единый день голосования (ЕДГ) в этом году правильнее назвать «триединым», отметили участники круглого стола. Ведь впервые выборы в регионах пройдут в течение трех дней – с 11 по 13 сентября. Еще одна особенность ЕДГ-2020: на довыборах депутатов Госдумы в двух регионах – Курской и Ярославской областях – избиратели смогут проголосовать через интернет.
«Исследования фокус-групп, которые представлены в нашем докладе «Практичная продленка», ясно показывает –
люди положительно отнеслись к возможности голосовать три дня в удобное для них время и из удобного места»,
– заметил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Он напомнил, что когда ЦИК разрешил местным избирательным комиссиям продлевать сроки голосования, то исходил из фактора COVID-безопасности.
«Теперь же многодневное голосование должно превратиться из экстремальной необходимости в обычную практику», – подчеркнул Чеснаков. Он напомнил о том, что в июле президент подписал закон, который дает возможность голосовать в течение нескольких дней на выборах всех уровней.
По мнению эксперта, критика, звучащая в адрес «трехдневки» со стороны некоторых оппозиционных партий (в частности, «Яблока» и КПРФ), свидетельствует не о заботе об избирателях, а об интересах самих этих партий – ведь им теперь сложнее мобилизовать свой электорат.
«Единый день голосования покажет, какие партии смогли использовать трехдневное голосование, а у кого по традиции запала хватало только на последний день»,
– заметил управляющий директор ЭИСИ по работе с экспертным сообществом Фирдус Алиев. По его мнению, выступление КПРФ против трехдневного голосования – это иллюстрация того, что старые партийные структуры не готовы удовлетворить изменившиеся потребности своих же избирателей. «Очевидно, что и партиям придется свои избирательные стратегии менять», – подчеркнул Алиев.
Партии, которые не могут перестроить свои избирательные кампании под многодневное и под электронное голосование, представляют собой «политических импотентов, которые никому не интересны», добавил гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин. По мнению Чеснакова, «эти партии не учитывают, что многодневное голосование прежде всего удобно избирателям».
«Многодневное голосование по душе самим избирателям, оно появилось не на пустом месте, а в опоре на серьезную международную практику. Почему мы должны лишать избирателей такой комфортной возможности?» – риторически спросил член Совета при президенте по правам человека, сопредседатель ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод.
«Новые технологии, такие как дистанционное электронное голосование (ДЭГ), вводят в политическое пространство гораздо больший круг избирателей, расширяют возможности новых партий, которые борются за интересы этих избирателей», – подчеркнул Борисов. По его мнению, «новый образ жизни людей, их более активное передвижение, их постоянное присутствие в сетевом пространстве требует от государства развивать избирательные институты».
О том, что голосование онлайн востребовано у населения, свидетельствуют и данные по Курской области – это один из пилотных регионов, где пройдет ДЭГ. «Согласно соцопросам избирателей, доверие курян к ДЭГ – порядка 60%», – рассказал участникам круглого стола Константин Комков, руководитель курского отделения Ассоциации молодых предпринимателей и член Общественной палаты. По его мнению, интерес избирателей позволит максимально расширить онлайн-голосование, вплоть до муниципального уровня.
При этом модернизация избирательной системы и переход к многодневному голосованию неизбежно приведут к пересмотру некоторых привычных правил, предсказывает Алиев. «В частности, это день тишины, например. Если голосование приходится на воскресенье, то в субботу нельзя вести агитацию. Это достаточно иллюзорное правило, но тем не менее его принято соблюдать», – напоминает Алиев.
«Во время ЕДГ-2020 у нас будет интересный эксперимент – в пятницу голосование начнется, но «тишины» не будет. А в субботу будет день тишины», – указал Игорь Борисов. Сколько бы дней ни шло голосование, основной день голосования – 13 сентября, следовательно, 12 сентября агитация запрещена, подчеркнул Брод. Но как в свою очередь отметила Соколова, этот запрет на агитацию действительно давно стал иллюзией:
«Никакого дня тишины уже нет и в помине, ведь мы давно живем онлайн – в Telegram-каналах и соцсетях».
«Надо уже забыть о дне тишины. Время меняется, мы меняемся с ним, нужно этому времени соответствовать», – поддержал и Данилин.
По мере развития дистанционного электронного голосования будет уходить в прошлое и досрочное голосование, считает Чеснаков. Неслучайно в Центризбиркоме полагают, что введение ДЭГ сведет к минимуму и голосование на дому, напомнил политолог. «Любые изменения, которые позволяют избирателю реализовать свою политическую волю, полезны, необходимы и за ними будущее», – подчеркнул Чеснаков.
Изменится и избирательная терминология, уверена Соколова: с развитием онлайн-голосования уйдет в прошлое понятие «явка», ведь этот термин обозначает лишь тех, кто пришел на офлайновый участок. Изменится и понятие «экзитпол». Сейчас это опрос тех, кто выходит с избирательных участков. Однако с ростом числа голосующих через интернет, такие данные будут уже не совсем полными. «Понятия, связанные с избирательным процессом, надо переосмыслить, обсудить и в итоге развить в законодательстве», – резюмировала эксперт ЭИСИ.
Но если избирателям новые виды голосования несут лишь удобства, то для организаторов процесса появляются новые сложности. Так, многодневное голосование резко увеличивает нагрузку на сотрудников УИКов – участковых избирательных комиссий, отметил Борисов. «За весьма скромную компенсацию работники УИКов выполняют свою задачу на очень высоком уровне. Но с каждым годом избирательные процедуры становятся все сложнее. В участковых избиркомах должны работать профессионалы», – полагает председатель совета Российского общественного института избирательного права.
Борисов подчеркнул: «В странах Западной Европы выборы проводят не избирательные комиссии. Эта обязанность возлагается на специальные подразделения МВД или министерства юстиции». Напомним, что сейчас в России участковые избиркомы формируются вышестоящими инстанциями – территориальными избирательными комиссиями (ТИКами), окружными или муниципальными комиссиями. В комиссиях должны состоять представители парламентских партий и вышестоящих избиркомов.
По мнению Борисова, Россия шаг за шагом должна двигаться, как и Запад, в сторону профессионализации избиркомов. Правда, полагает эксперт, у нас в стране организацией выборов должно заниматься не МВД. «У нас есть многофункциональные центры (МФЦ), где работают профессиональные, подготовленные сотрудники. Если переложить задачу организации голосования на МФЦ при условии контроля со стороны политических партий и общественных объединений (в качестве членов комиссий с совещательным голосом), то это может быть одним из направлений дальнейшего совершенствования избирательной системы».
При этом, по мнению Борисова, должен эволюционировать и институт общественных наблюдателей. «Правозащитникам необходима помощь государства в организации избирательных процедур. Если подготовка, обучение и мобилизация наблюдателей на трехдневное голосование – это еще решаемый вопрос, то в том, что касается электронного голосования, без помощи специалистов не обойтись, – подчеркнул эксперт. – Здесь нужны специальные школы подготовки наблюдателей и, возможно, специальные инструменты мониторинга за ходом электронного голосования».