Подробности операции, осуществленной спецслужбами России, до сих пор имеют гриф «секретно». Засекречены и большинство ее участников. Тем не менее, известна общая канва событий.
К началу 2000-х Шамиль Басаев превратился в одного из самых известных и разыскиваемых террористов мира. По количеству пролитой крови и жестокости он вполне мог потягаться с Усамой бен Ладеном.
Бывший рабочий совхоза «Аксайский» Волгоградской области и студент Московского института инженеров землеустройства, в августе 1991 года Басаев плечом к плечу с деятелями столичной интеллигенции стоял у Белого Дома, выступая против ГКЧП и в поддержку Бориса Ельцина.
В ноябре 1991 года Басаев совершил свой первый теракт, совершив угон Ту-154 из аэропорта Минеральные Воды в Турцию. Та акция обошлась без жертв, что является единственным подобным случаем в карьере террориста Басаева.
Он участвовал в войне в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана и в грузино-абхазском конфликте на стороне Абхазии. Генерал Геннадий Трошев в своей книге так описывал действия отряда Басаева в Абхазии: «Басаевских „янычар“ (а их было 5 тысяч) отличала на той войне бессмысленная жестокость. Осенью 1993 года в окрестностях Гагры и поселка Леселидзе лично сам „командующий“ руководил карательной акцией по уничтожению беженцев. Несколько тысяч грузин были расстреляны, вырезаны сотни армянских, русских и греческих семей. По рассказам чудом спасшихся очевидцев, бандиты с удовольствием записывали на видеопленку сцены издевательств и изнасилований».
Но на весь мир имя Басаева прогремело позже, в 1995 году. 14 июня 1995 года отряд Шамиля Басаева захватил ставропольский город Буденновск, взяв в заложники около 1600 человек, которые были согнаны в здание местной больницы.
Басаев добился переговоров с премьер-министром России Виктором Черномырдиным, после чего его группа получила возможность покинуть город. Жертвами атаки на Будденовск стали 129 человек, 415 человек получили ранения.
В 1999 году рейд банды Басаева в Дагестан стал прологом к началу Второй чеченской кампании. В 2000 году его биография могла завершиться — при прорыве боевиков из Грозного через минные поля террорист получил тяжелое ранение, завершившееся ампутацией. К несчастью, тогда Басаев выжил.
К несчастью — потому что в начале 2000-х он стал организатором и вдохновителем самых крупных террористических актов в России. Среди них захват заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году, взрыв 9 мая 2004 года на стадионе «Динамо» в Грозном, в результате которого погиб президент Чеченской республики Ахмат Кадыров, взрыв двух пассажирских самолетов в августе 2004 года, и многие другие.
Самым чудовищным терактом, ответственность за организацию которого взял на себя Шамиль Басаев, стал захват школы № 1 в Беслане в сентябре 2004 года, жертвами которого стали 333 человека.
Это преступление заставило признать Басаева террористом даже наиболее упрямых его защитников на Западе, именовавших преступника «повстанцем» и «борцом за свободу».
В октябре 2005 года Басаев организовал новую масштабную диверсию — отряд боевиков предпринял попытку захватить столицу Кабардино-Балкарии город Нальчик.
Однако в результате двухдневных ожесточенных боев группировка боевиков была разгромлена. 95 боевиков были убиты, около 60 арестованы. Силовики потеряли убитыми 35 человек, более 100 получили ранения. Жертвами террористов стали также 15 мирных жителей, десятки получили ранения.
Басаев поспешил объявить об успешной операции, уничтожении 140 федералов и ранении 160, захвате большого количества разнообразного вооружения, заявив при этом, что в Нальчике боевики потеряли 41 человека убитым.
Ему, однако, не поверили даже соратники. Уязвленный террорист стал готовиться к новой диверсии.
Спецслужбы шли по его следу много лет, сообщения о его смерти появлялись регулярно, но каждый раз Басаев появлялся на видео, опровергая информацию о своей гибели.
После Беслана за информацию о местонахождении террориста была назначена награда в 300 миллионов рублей. В очередном видео Басаев издевательски заявил, что за такие деньги готов сообщить сведения о себе лично.
Между тем, «кольцо» вокруг Басаева сжималось. Спецслужбы ликвидировали одного главаря боевиков за другим. Но «террорист номер 1» продолжал ускользать.
Аналитики, однако, были уверены — после неудачи в Нальчике Басаев постарается осуществить масштабную диверсию с большим числом жертв, а значит, будет вести себя активно.
Подробности операции, осуществленной спецслужбами России, до сих пор имеют гриф «секретно». Засекречены и большинство ее участников. Тем не менее, известна общая канва событий.
Басаев остро нуждался в боеприпасах и взрывчатке, и вскоре получил информацию о том, что «братья по вере» готовы осуществить поставку вооружений из Ирана. Террорист ухватился за эту возможность, и вскоре партия оружия через Турцию и Грузию прибыла на Северный Кавказ, в Ингушетию, где обосновался Басаев.
Террорист не знал, что груз плотно «ведут» российские спецслужбы, которые старались, чтобы оружие не было случайно обнаружено на одном из блокпостов.
Груженный оружием «КАМАЗ» успешно пересек границу Ингушетии, где его встретили люди Басаева. В ночь перед тем, как машина с оружием должна была прибыть к Басаеву, сопровождавшие груз террористы уснули чрезвычайно крепким сном. Во время ужина в их еду было подсыпано сильнодействующее снотворное.
Пока подручные Басаева спали, все оружие и взрывчатка в грузовике были пересчитаны, переписаны и сфотографированы сотрудниками ФСБ. Затем груз вновь был разложен по тайникам в машине, а вдобавок к нему был размещен небольшой «подарок» — взрывное устройство. На всю эту операцию понадобилось около четырех часов.
Боевики, сопровождавшие «КАМАЗ», проснувшись, не заметили ничего подозрительного и продолжили свой путь.
Машина с оружием благополучно прибыла к Басаеву, так и не узнавшему, что к нему прибыл «троянский конь».
Шамиль Басаев, 1995 г. Фото: www.globallookpress.com
В ночь на 10 июля на окраине села Экажево близ Назрани «КАМАЗ» взлетел на воздух. По одной версии, Шамиль Басаев в этот момент в кузове рассматривал полученные образцы оружия, по другой, террорист просто стоял рядом.
В любом случае, шансов выжить у него не было никаких. Вместе с Басаевым были уничтожены несколько его приближенных.
Для местных силовиков подрыв «КАМАЗа» с Басаевым и его окружением стал сюрпризом — спецслужбы не посвящали их в операцию, опасаясь утечки информации.
Останки «террориста номер 1» пришлось собирать в мешок — его, по словам одного из силовиков, буквально «разнесло на молекулы». Собранное было отправлено на молекулярно-генетическую экспертизу, которая дала окончательный ответ: человек, уничтоженный в Экажево, действительно Шамиль Басаев.
Признали гибель террориста и его соратники, которые, однако, уверяли, что Басаев погиб случайно, при неосторожном обращении со взрывчаткой. Однако поверить в то, что Басаев, имевший колоссальный опыт работы со взрывными устройствами, допустил грубую ошибку, сложно. Да и оперативное появление федералов на месте взрыва свидетельствует о том, что он не стал для них сюрпризом.
Памятуя о многочисленных сообщениях о гибели Шамиля Басаева, появлявшихся раньше, некоторые ожидали, что на сей раз террорист вновь объявится.
Но 10 июля 2006 года в его истории действительно была поставлена жирная точка.