20 марта 2016, 14::05 Фото: AP/ТАСС Текст: Михаил Мошкин |
Завершены работы по поиску останков жертв авиакатастрофы Boeing 737-800, разбившегося в аэропорту Ростова-на-Дону. При этом начата расшифровка черных ящиков. Источники сообщают: до катастрофы все системы и двигатели самолета были исправны. А предполагаемая запись разговоров с диспетчером говорит о том, что пилотов предупреждали об ухудшении погоды.
Подготовительная работа для расшифровки черных ящиков разбившегося в Ростове-на-Дону «Боинга» завершится в воскресенье. Об этом ТАСС сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). «Чтобы приступить к расшифровке бортовых самописцев, необходимо провести подготовительную работу, так как ящики сильно повреждены», – пояснил собеседник агентства. Учитывая состояние бортовых самописцев, в МАК не дают прогнозов, сколько времени потребуется на расшифровку записей.
Впрочем, источник в экстренных службах в комментарии «Интерфаксу» по-иному оценил состояние самописцев, и дал понять: надежда на то, что информацию удастся извлечь, велика. «По первичной оценке, состояние черных ящиков удовлетворительное, видимых существенных повреждений нет. Все говорит о том, что они подлежат расшифровке», – сообщил источник, по словам которого первые данные могут быть «положены» уже в воскресенье. Ранее о том, что состояние бортовых самописцев позволяет начать их расшифровку, заявил глава Росавиации Александр Нерадько. Ранее сообщалось, что расшифровка черных ящиков, доставленных накануне вечером в Москву, начнется в понедельник и может занять около месяца в зависимости от сохранности устройств.
Напомним, что самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс из Дубая (ОАЭ), потерпевший накануне крушение в аэропорту Ростова-на-Дону, разбился при повторном заходе на посадку в сложных метеоусловиях, при сильном боковом ветре и в дождь.
Погибли все находившиеся на борту: 55 пассажиров (включая 33 женщин, 18 мужчин, четырех детей) и 7 членов экипажа. Среди погибших – 46 граждан России. Также, по предварительным данным, речь идет о гражданах Украины, Узбекистана, Индии, Испании, ОАЭ. МЧС опубликовало список погибших. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения.
В воскресенье «Аэрофлот» сообщил о готовности перевезти родственников погибших «из пунктов РФ до Ростова-на-Дону или Краснодара и обратно». Воскресенье объявлено в Ростовской области днем траура.
«Работы по поиску тел полностью завершены»
В 9 часов утра в воскресенье завершились поисково-спасательные работы на месте катастрофы. Об этом сообщил первый замминистра МЧС России Владимир Степанов на брифинге с участием министра транспорта Максима Соколова. Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин, прибывший в Ростов-на-Дону, разрешил очистить взлетно-посадочную полосу от обломков разбившегося самолета, передает ТАСС со ссылкой на источник в правительстве области.
Ростовский аэропорт по-прежнему закрыт. В воскресенье 10 рейсов, которые должны были приземлиться в Ростове-на-Дону, примет международный аэропорт Краснодара.
Поисково-спасательная операция прошла на территории площадью 1 квадратный километр, сообщили в МЧС, добавив, что накануне в Ростове-на-Дону сохранялись сложные погодные условия. Сообщалось, что процедуру опознания погибших провести не представляется возможным, поэтому идентификация останков будет проводиться медиками.
«В 09.30 работы по поиску фрагментов тел полностью завершены. Работу продолжают сотрудники Следственного комитета», – сказал в воскресенье утром источник в экстренных службах Ростовской области.
В свою очередь замглавы МЧС Леонид Беляев добавил, что «на сегодня спланировано оказание помощи Следственному комитету, МАК, международной страховой компании, представителям компании производителя самолета. (А также) проведение мероприятий по изучению частей самолета с целью определения причин крушения, проведение мероприятий по опознанию тел погибших, сбору ДНК, работа с родственниками погибших. Спланировано продолжение работы с пассажирами отмененных рейсов».
В штатном режиме
Напомним, сообщалось, что следователями рассматриваются три версии авиакатастрофы: техническая неисправность, сложные погодные условия или ошибка экипажа.
Впрочем, в воскресенье источник в группе по расследованию заявил, что до момента катастрофы все системы и двигатели самолета были исправны и работали в штатном режиме.
В ночь на воскресенье в интернете появилось видео, которое, возможно, имеет отношение к версии ошибки экипажа. Это, как утверждается, запись радиообмена, который происходил между наземными службами ростовского аэропорта и экипажем Boeing 737-800. Переведенная расшифровка разговора доступна на сайте AviaSafety.ru.
Видно, что переговоры идут в штатном режиме. Диспетчер предупреждает о порывах ветра, видимости 6 километров, ливневом дожде и сильной турбулентности. Заканчиваются они фразой пилота: «Ухожу на второй круг... Пока-пока», – пишет «Российская газета».
Прежде сообщалось, что в интернете появилась аудиозапись, предположительно, последних переговоров экипажа с наземными службами. Подлинность записи пока не подтверждена.
Относительно погодных условий в момент катастрофы поступают противоречивые заявления. Ранее министр транспорта России Максим Соколов заявил, что показатели по видимости и по ветру говорят о том, что аэропорт Ростова-на-Дону мог принимать воздушные суда. О том, что условия в аэропорту Ростова-на-Дону во время приземления самолета были хорошими, заявили и в авиакомпании FlyDubai.
Впрочем, при этом другой борт, самолет авиакомпании «Аэрофлот» рейсом из Москвы, ночью в субботу трижды пытавшийся сесть в Ростове-на-Дону, не смог выполнить этот маневр и ушел на запасной аэродром в Краснодаре.
«Метеослужба сработала квалифицированно»
В воскресенье директор Гидрометеоцентра России Роман Вильфанд дал комментарий, связанный с одной из версий произошедшего – о возможном резком ухудшении погодных условий в районе ростовского аэропорта. Метеорологи своевременно спрогнозировали опасные метеоусловия в Ростовской области (с предупреждениями о сильном боковом ветре и осадках), в том числе накануне авиакатастрофы, сказал Вильфанд в комментарии «Интерфаксу».
Глава Гидрометцентра также подчеркнул, что авиационные метеоданные ввиду их важности отличаются особенной точностью. Прогнозы готовятся для среднего уровня тропосферы и верхних слоев атмосферы, а при заходе на посадку и взлете метеоинформация готовится каждую минуту: и текущая, и прогноз на ближайшие минуты и часы, прокомментировал Вильфанд.
«Информация идет через диспетчера, диспетчер информирует летчика, но принимать решение – командиру воздушного судна», – пояснил Вильфанд. Он подчеркнул: авиационные правила сложны, решение о посадке каждый раз принимается летчиком, исходя из ряда факторов, в том числе класса взлетно-посадочной полосы, класса летчика и класса самолета.
«Служба сработала совершенно квалифицированно, с моей точки зрения, метеослужба, система предупреждений», – заключил глава Гидрометцентра.
Сдвиг ветра или «экономия»?
Бортинженер, летчик первого класса Игорь Шевцов в комментарии изданию «Комсомольская правда» заявил: исходя из имеющейся информации, можно предположить, что произошел «сдвиг ветра».
«Это когда ветер резко меняет направление. Может, по ходу движения самолета, может, боковой сдвиг ветра, – пояснил летчик. – Здесь, скорее всего, появился резкий лобовой порыв ветра, который затормозил самолет, резко уменьшил скорость (которая и так небольшая при посадке), и борт клюнул носом, начал падать. Наверняка при плохой видимости они заходили в автоматическом режиме. Тут пилоту нужно резко включать ручное управление, переходить на взлетный режим. Но на высоте 200 метров успеть сделать это все практически невозможно – времени уже не хватает».
В свою очередь глава комитета Госдумы по международным вопросам Алексей Пушков заявил, что роковым для разбившегося в Ростове-на-Дону самолета стало решение сажать его в этом аэропорту; по его мнению, причиной стала политика компании FlyDubai, которая «на всем экономит».
«Боинг», разбившийся в Ростове, – «лоукостер». Они на всем экономят, на запасные аэродромы не хотят. И это тоже могло стать причиной. Сэкономили», – написал депутат в своем Twitter. Также он отметил, что роковым стало решение командира самолета приземляться в Ростове. «Если бы он ушел на запасной аэродром, скорее всего, исход был бы совсем иным», – добавил он.
Текст: Михаил Мошкин