https://vz.ru/politics/2017/11/29/897437.html
29 ноября 2017, 21::20 Фото: Белинский Юрий/ТАСС Текст: Петр Акопов |
Новые меры по поддержке рождаемости, которые предложил во вторник Владимир Путин, уже начали привязывать к выборам – ну как же, скоро 18 марта, вот власть и старается. Меры действительно существенные, особенно для молодых и небогатых семей. Однако они имеют совсем другой политический смысл и предназначение.
Демографическая проблема была одной из самых тяжелых среди тех, которые достались Путину 18 лет назад – и, пожалуй, самая сложная в решении. Потому что на рубеже тысячелетия Россия не просто вымирала – тенденция к сокращению населения приобрела устойчивый характер. Графики роста смертности и сокращения рождаемости образовали тот самый
страшный «русский крест», из которого, как предрекали многие, было уже не выйти.
Убыль населения достигала миллиона в год – и не было недостатка в самых неутешительных прогнозах, как российских, так и международных. «К 2025 году в России будет жить 125 миллионов, а к середине века – 105 млн человек», – гласил прогноз ООН от 2002 года.
Чтобы переломить это страшное пророчество, нужно было в первую очередь прекратить развал страны. Не просто физический, в смысле отделения территорий, но и распад всех тканей общества, всех его институтов, от государственных до семейных, размывание всех ценностей.
Это по минимуму было сделано к середине нулевых, но дальше нужно было каким-то образом добиваться роста рождаемости. Как это было сделать? Казалось бы, все просто – сочетанием материальных и моральных факторов: с ростом уровня жизни и оздоровлением атмосферы в обществе будет увеличиваться и рождаемость.
Но как раз тут Путин столкнулся с сопротивлением либеральной матрицы – его идея введения материнского капитала вызвала возражение со стороны либеральных экономистов. Не будет работать этот капитал, не станут больше рожать, об этом свидетельствует мировой опыт – примерно так отвечали президенту. При чем здесь мировой опыт? Видимо при том, что рост уровня жизни в развитых западных странах приводил только к уменьшению рождаемости – вот и переносили механически эту схему на Россию. Но «что русскому здорово, то немцу смерть» подтверждается на самых разных примерах, в том числе и в демографии.
Дело в том, что спад рождаемости в России в 90-е был вызван не просто развалом государства и общества, но и глубоким ценностным кризисом. Люди столкнулись с тем, что в моду вошли совершенно несвойственные русским качества: жадность, эгоцентризм, гедонизм, спекуляция, жестокость, обман. Всё это вызывало отторжение и протест, ощущение потерянной, чужой страны – а в неволе, в плену, на чужбине русские не размножаются. Поэтому восстановление хотя бы отдаленно нормального, здорового ценностного уклада, хотя бы начало движения в этом направлении само по себе вызывало рост оптимизма и желания жить дальше, заводить семьи. Вкупе с ростом доходов это начало приносить свои результаты – рождаемость стала расти. Вместо одного ребенка, который был нормой в постсоветский период, все чаще стали заводить двух. И принятое в 2006 году решение о введении материнского капитала при рождении второго ребенка, несомненно, помогло закрепить эту тенденцию.
Никаких выборов, кстати, в 2006 году не было – а до выборов в Госдуму был еще год, да и не были они для Путина никакой проблемой. Он принимал и продавливал это решение потому, что считал крайне важным рост рождаемости – потому что если нет новых русских, то зачем вообще делать всё остальное? Не только потому, что с уменьшением численности населения мы со временем физически не удержим самую большую в мире территорию – но в первую очередь потому, что вымирание есть признак неблагополучного состояния народа.
Причем это неблагополучие возникает не от материальных проблем, а от упадка моральных сил народа, разочарования в самой своей миссии как единого и уникального субъекта мировой истории. Именно это мы наблюдаем и в Европе, и в Японии – но у нас ситуация другая. Не так далеко зашло разложение семейных институтов, не так силен кризис народного самосознания. Поэтому вслед за выправлением материального положения началось и укрепление, восстановление моральных, в том числе семейных, ценностей.
Уверенный рост рождаемости привел к тому, что Россия вылезла из демографической ямы. Да, при всем увеличении продолжительности жизни у нас все еще слишком велика смертность, особенно мужского трудоспособного населения. Да, сейчас рождаемость снижается из-за того, что в брачный возраст вступает малочисленное поколение 90-х – но глобально мы переломили тенденцию вымирания.
Небольшой прирост населения пока что достигается за счет мигрантов – но это все же совсем не то количество приезжих, которое предлагали либеральные демографы в нулевые годы. «Нам нужны миллионы новых мигрантов каждый год, иначе Россия не выживет», – так звучали их рекомендации еще десять лет назад.
Малочисленное поколение 90-х сейчас начинает рожать детей – и именно это поколение предлагает поддержать Путин. Чтобы не боялись заводить первого ребенка, на него теперь будут полагаться ежемесячные выплаты до достижения им 1,5 лет. Помощь уже в следующем году коснется около 400 тысяч семей с маленькими детьми. Да, это будут семьи с небольшими доходами, но ведь это и правильно. К тому же под такой барьер – 1,5 прожиточного минимума своего региона на человека – попадает большая часть семей. Судите сами.
В Москве для получения права на пособие нужно, чтобы доход на семью из трех человек не превышал 84 тысячи рублей чистыми – что, кстати, больше среднемосковской зарплаты. Тем более если речь идет о недавнем выпускнике вуза, который, естественно, является единственным кормильцем в семье. Так что 15 тысяч в месяц такой семье будут совсем нелишними. В других регионах и стоимость жизни ниже, и выплаты меньше, и там это еще более заметная прибавка – например, в Брянске, получая на руки не более 47 тысяч, можно рассчитывать на 10 тысяч пособия.
Кроме пособий, принято важное решение и по ипотеке – теперь для семей с двумя детьми ставка по ней устанавливается в 6 процентов (все, что выше, будет субсидировать государство). Этой программой, по оценкам, в ближайшие пять лет могут воспользоваться до полумиллиона семей.
Конечно, тут же стали раздаваться голоса о том, что этого мало, что давно надо было вводить такие пособия. Но не надо забывать, что эта программа вводится параллельно с продлением материнского капитала, то есть совокупно государство очень серьезно наращивает свои социальные обязательства. И это тот случай, когда, по сути, всё общество и без лишних слов понимает, насколько это важный шаг. Впервые государство гарантирует семье пусть и небольшой, но стабильный доход на первое время воспитания ребенка – давая тем самым понять, что для него нет ничего важнее появления на свет новых граждан.
Кстати, обо всех этих нововведениях Путин заявил в Кремле на заседании координационного совета по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Эта программа была принята уже после его победы на прошлых президентских выборах, без всякой «электоральной нужды». Как и нынешние меры – Путину нужна не победа на выборах (она и так у него будет), а преумножение русского народа. Потому что это то, что действительно важно для всех нас. «Русский крест» преодолен – и значит, у нас есть будущее.
Текст: Петр Акопов