Как выяснили «Известия», Минэк внес в правительство предложения о новом комплексе мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Комплекс мер рассчитан на 2021–2024 годы.
— Комплекс мер призван обеспечить расширение возможностей для НКО по оказанию услуг населению за счет бюджетных средств в сферах социальной защиты и обслуживания, образования, охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта, культуры и молодежной политики, — пояснила «Известиям» замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
По ее словам, огромное значение в комплексе мер придается работе по преодолению существующих барьеров в доступе негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере, анализу и трансляции лучших практик в отраслевом разрезе, а также методической и информационной поддержке.
В числе обозначенных Минэком мер:
— Предложение по приведению видов деятельности социально ориентированных НКО к видам деятельности по ОКВЭД обусловлено тем, что классификатор рассчитан прежде всего на коммерческую деятельность, в связи с чем некоммерческим организациям чаще всего трудно подобрать подходящий ОКВЭД. Некоторые НКО и общественные объединения используют во избежание отказа в государственной регистрации, например, коды ОКВЭД для религиозных организаций 94.91, для общественных организаций — 94.99, для ассоциаций (союзов) — 94.12, для образовательных НКО — 85, — пояснили в министерстве.
В Совете при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) считают, что если у НКО появятся более точные коды в ОКВЭД, то можно будет решить проблемы доступа к системам господдержки, а также вести более тщательное наблюдение за этим сектором. Это очень важно и с точки зрения государства, чтобы понимать, кто осуществляет вид деятельности, и с точки зрения самих НКО, которые смогут сравнивать себя не только опытом, но и очень простыми идентификаторами, пояснили там «Известиям».
Именно поэтому член СПЧ, директор фонда «Центр ГРАНИ» Светлана Маковецкая считает, что НКО инициативе Минэка будут рады.
— Как мне кажется, это положительно скажется на решении проблем как некоммерческих организаций, так и всего сектора. Вообще говоря, ОКВЭДы никогда не имели отношения к жизни НКО. Они выбирали такой ОКВЭД, чтобы с ним не было проблем при регистрации. Отсюда такие невероятно обширные ОКВЭДы типа деятельности общественных организаций. А дальше это было просто статистическое наблюдение, к деятельности некоммерческой организации это почти не имело отношения, — пояснила она «Известиям».
Однако грянула ситуация с COVID-19, и оказалось, что очень многие НКО не смогли получить поддержку как организации, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, добавила Светлана Маковецкая. Она пояснила: их коды в ОКВЭД оказались не настолько тщательно сформулированными, чтобы они соответствовали тому типу деятельности, который вели.
— Это и поставило в центр актуальность преобразований, которые предлагает министерство. По сути, предполагается, что будет выработана более адекватная сетка названий деятельности, которая соответствовала бы некоммерческим организациям. Это может быть не просто общественное объединение, а, например, благотворительная столовая или прачечная, в которой стирают бездомные, или другие виды деятельности в социальной сфере. Потому что комплекс мер, о котором у нас идет речь, прежде всего направлен на улучшение ситуации с экономической эффективностью деятельности НКО в сфере предоставления услуг населению. И сейчас это невероятно востребовано, — пояснила она «Известиям».
Соучредитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский считает, что инициатива Минэка полезна для развития всего некоммерческого сектора.
— Потому что коммерческая деятельность для некоммерческих организаций в большинстве случаев до сих пор Terra Inkognita и очень редко используется как один из основных элементов построения устойчивой финансовой модели, — пояснил он «Известиям».
По его словам, устойчивой можно называть организацию, у которой не просто диверсифицированный бюджет. Необходимо, чтобы 30% средств поступало за счет коммерческой деятельности, оказания услуг или продажи товаров.
— Поэтому, конечно же, подобное предложение поможет структурировать, улучшить и вообще развивать деятельность НКО, но главное — стать более устойчивыми. Так что однозначно приветствуем и благодарим за подобную инициативу, — подчеркнул он.
Глава фонда «Димина Мечта» Елена Володина также считает приведение работы СОНКО к видам деятельности ОКВЭД своевременной мерой.
— Зачастую НКО являются первопроходцами и новаторами в оказании социальных услуг, а подобрать соответствующий код ОКВЭД не всегда представлялось возможным. Знаю, что некоторые НКО подбирали примерно подходящий код за неимением более точного. Теперь перечень услуг будет обновлен: появятся коды, которые больше соответствуют изменениям в сфере НКО, и, особенно важно, эти нововведения однозначно будут способствовать росту и устойчивости организаций, так как откроют им доступ к государственным льготам и субсидиям, — пояснила она «Известиям».
Директор региональной благотворительной общественной организации «Архангельский центр социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова полагает, что одна из серьезных проблем, связанных с ОКВЭД, в том, что они не настроены под деятельность НКО.
— Очень часто некоммерческие организации не могут найти адекватного ОКВЭД для деятельности, которую они осуществляют. У многих НКО он абсолютно одинаковый — 94.99 — и не отражает суть их профиля, а зачастую искажает его. Всё это приводит к тому, что невозможно систематизировать работу некоммерческих организаций и предоставлять им какие-то преференции с опорой на уже имеющиеся ОКВЭДы, — пояснила она «Известиям».
По ее словам, это происходит потому, что НКО часто ведут комплексную деятельность и им трудно выбрать один ОКВЭД как основной. Однако именно по нему зачастую классифицируется некоммерческая организация, в том числе и для предоставления различных льгот.
— Это, конечно, правильная инициатива. В период весенней волны пандемии мы очень мучились, так как нас вообще забыли как класс, хотя только у нас в ассоциации 25 тыс. членов, то есть количество участников этого рынка просто огромное. Только после наших многочисленных выступлений нас заметили и оказали поддержку в виде выплаты МРОТа, — добавила глава Ассоциации негосударственных частных садов, детских клубов и школ России Марина Шилкина.
По ее словам, сейчас Минэк, видимо, хочет расширить эту помощь.