Польский самолет Ту-154 с президентом Лехом Качиньским и почти всем военным руководством страны разбился под Смоленском 6 лет назад — 10 апреля 2010 года. Гибель 96 человек, летевших этим рейсом из Варшавыпочтить память поляков, расстрелянных в 1940 году в смоленских лесах под Катынью, стала настоящим ударом и для самой Польши, и для России, на территории которой произошла авиакатастрофа. Спекуляций вокруг причины трагедии было множество. Хотя официальная версия гласила: пилоты решили сажать президентский Ту-154 на военном аэродроме «Смоленск-Северный», несмотря на густой туман, в результате самолет задел верхушки деревьев и разбился.
Накануне 6 годовщины этой трагедии в Варшаве вновь начали поднимать тему «неслучайной» гибели самолета. Нынешний министр обороны Польши Антоний Мацаревич даже назвал ту авиакатастрофу терактом и объявил о возобновлении работы комиссии по расследованию причин аварии.
И вот свое слово сказал и Лех Валенса — первый президент современной Польши, ставший у руля страны сразу после развала Социалистического блока и до сих пор имеющий большой авторитет и у себя на родине, и в мире.
"Если победит правда, даю голову, что первыми из ответственных за смоленскую трагедию будут братья Качиньские", — написал Валенса на своей странице в Facebook.
И пояснил: "Качиньские принимали безответственные решения и хотели использовать Катынь для избирательной гонки".
Это признание Валенсы наверняка не понравится в Польше многим. Но, положа руку на сердце, согласятся с ним практически все. Ведь Валенса озвучил то, что и так понятно полякам.
Да, братья Качиньские — Лех (погибший под Смоленском) и Ярослав (ныне здравствующий и сопредседательствующий в правящей польской партии «Право и справедливость») - националистически настроенные политики. И реваншистское отношение к России — один из главных постулатов в идеологии Качиньских.
Так уж сложилось, что Польша издавна оспаривала у России пальму первенства в славянском мире. В Период Речи Посполитой Польша вбирала в себя и нынешние Беларусь с Украиной, и даже чуть не присоединила Россию — вспомните времена Смуты, когда польский гарнизон стоял в Москве. А затем уже Россия не только отвоевала восточнославянские земли, но и после победы над Наполеоном почти на 100 лет присоединила к себе Польшу. Неоднозначно трактуют в Варшаве и Москве и историю XX века с неудавшимся походом армииТухачевского, с пактом Молотова - Риббентропа, с освобождением Польши отГитлера Красной армией и советским периодом.
Расстрел почти 22 тысяч польских офицеров под Катынью и в других местах на территории СССР для Польши — одна из незаживающих ран, на которую постоянно подсыпают соль политики. Потому что многие из погибших тогда поляков составляли фактически цвет государства, молодые, образованные, со знатной родословной. Вот только в Варшаве считают, что Катынский расстрел — дело рук НКВД, что польских офицеров расстреляли в апреле 1940 года по указанию Берии и Сталина. А советские историки доказывали, что поляков убили позже — уже гитлеровцы, которые попытались приписать свое преступление Советскому Союзу, чтобы рассорить Варшаву с Москвой. Сегодняшние российские историки в версии Катынской трагедии расходятся.
Как бы то ни было, в апреле 2010 года в Варшаве отмечали 70-летие Катынского расстрела. В лесах под Смоленском готовились траурные мероприятия. И участие в них Леха Качиньского со своими соратниками должно было стать мощной предвыборной акцией для Польши. Журналисты польского телевидения готовились вести трансляцию этого действа. Россия со своей стороны не препятствовала траурному собранию. Наоборот, отнеслась к нему с показательным уважением, стараясь наладить добрые отношения с Варшавой.
В тот роковой день 10 апреля 2010-го, когда стало понятно, что Смоленск накрыл густой туман, российские диспетчеры пытались уговорить пилотов польского Ту-154 сесть на другом аэродроме. Например, под Москвой или в белорусском Витебске. Но польские пилоты приняли решение рисковать — садиться под Смоленском. Из расшифровки переговоров в кабине лайнера позже выяснилось, что на пилотов давили высокопоставленные пассажиры. И понятно почему. Ведь если бы самолет ушел на другой аэродром, Лех Качиньский и его свита не успевали бы на траурный митинг под Катынью. И задуманная предвыборная акция могла сорваться.
В Польше это прекрасно понимали. Но старались после трагедии громко не озвучивать. Проще было найти виновных среди пилотов или диспетчеров. Или даже напридумывать ужасов о «теракте».
Теперь об этом вслух объявил Лех Валенса. И занавес над истинными причинами смоленской авиакатастрофы пал сам собой.
МЕЖДУ ТЕМ
Польше не дает покоя Смоленск
В Польше вновь у власти партия под руководством Качиньского. На этот раз - Ярослава - брата того самого Леха Качинского. И некоторые польские политики не прочь пересмотреть причины авиакатастрофы. Естественно, обвинив в ней Россию (подробности)