Экс-министр экономики Алексей Улюкаев продолжает оставаться под домашним арестом. Следственный комитет обвиняет его в вымогательстве и получении взятки в особо крупных размерах ($2 млн). Бывшему члену Кабмина грозит в случае судебного доказательства его вины до 15 лет заключения. Однако cлишком много нестыковок в этой истории. И у знатоков появляются новые версии случившегося.
ВСЕГО ЛИШЬ ПРИБАВКА К ЗАРПЛАТЕ?
Например, зачем министру одному ехать вечером, причем накануне перелета в Лиму, в офис «Роснефти»? И самое главное – увозить оттуда наличными $2 млн? Это опасно даже с криминальной точки зрения – нападения на перевозчиков денег в Москве не редкость. Даже если они с хорошей охраной. Наконец, странно вымогать деньги у мощнейшей госкомпании. Ясно же - там сразу доложат в ФСБ. К тому же никто из знакомых Улюкаева не замечал за ним ОСОБОЙ алчности. Человек он был не бедный, неплохо заработал за девять лет работы в Центральном Банке и других ключевых ведомствах. Странно все....
Но есть и еще одна гипотеза от наших экспертов: Улюкаев ездил в «Роснефть» не за банальной взяткой (в этом случае он сильно бы поостерегся), а за причитающейся его ведомству «черной» премией. То есть эти деньги – не все ему, что-то должно было бы поступить в распоряжение ближайших его помощников и высокопоставленных сотрудников.
Как сообщают нам по секрету: в приличных бюрократических структурах подобного рода тайные фонды существовали. И, возможно где-то существуют до сих пор. Об этом нам рассказали несколько как бывших, так и еще действующих чиновников. Естественно, мы не можем назвать ни их должности, ни место работы, ни фамилии (впрочем в конвертах невнятного происхождения высокопоставленным и особо ценным работникам принято было давать премии и в прошедшие эпохи, начиная с основоположников : Ленина и Сталина).
- Меня приглашали в одно из министерств. И сразу сказали: помимо зарплаты будешь получать $3000 в конверте, - рассказал нам один из бывших чиновников. - В коммерческой структуре мне предложили немного меньше. Зато "вбелую". Поэтому я предпочел коммерцию.
- Конечно, никто в открытую об этом не признается, особенно тем, кто "вне системы", - рассказал экс-сотрудник пресс-службы одного из министерств. - Но мы всегда получали деньги из так называемого "фонда министра". Какой дурак согласится работать по 14 часов в сутки, включая субботы, за официальные 40 тысяч рублей в месяц?!
ОТКУДА ДЕНЬГИ
Откуда поступали средства в эти «фонды» ? Частично - спонсорство от приближенных бизнес-структур. Любому руководителю жизненно важны эти деньги, чтобы ключевые сотрудники не брали на лапу от бизнеса, не искали другую работу, а думали о государственных задачах. Ну и чтобы, в случае чего, держать их на крючке.
Примечательно, что конверты получали далеко не все, а только действительно ценные сотрудники.
- В середине 2000-х я несколько лет работал в министерстве за небольшую зарплату, - рассказал нам еще один бывший чиновник. - Потом не выдержал, стал искать другое место, ведь надо было кормить семью. Когда я собрался уйти в бизнес-структуру, начальник предложил мне остаться - добавив $1000 в конверте каждый месяц. Деньги, как помню, распределял помощник министра. Откуда они поступали, не могу сказать. Нам это не рассказывали. В какой-то момент их перестали платить.
"ЧЕРНЫЕ" ПРЕМИИ БЫЛИ НЕ ВЕЗДЕ
Судя по всему, такие закрытые от лишних глаз фонды были не везде. Это и тогда было слишком опасным. А в нынешние времена - тем более.
Один из бывших высокопоставленных сотрудников Минэкономразвития пояснил, что в отличие ряда других ведомств никакого тайного фонда у них не было даже в трудное начало двухтысячных. Тогдашний министр (с 2000 по 2007 годы) Герман Греф очень жестко относился к финансовой дисциплине и не уставал напоминать подчиненным, что все они "работают на идею подстегивания роста ВВП, а не за бабло".
И он был вполне искренен. То, что полагалось по закону: зарплаты (которые начали поднимать чиновникам в 2004 году), доплаты за переработку и секретность, наконец, премии, выплачивались полностью и в надлежащий срок. При этом, например, вполне официальные квартальные премии времен Грефа до сих пор поражают воображение – на департамент могли выделить до 8 млн. рублей. С учетом инфляции это больше 20 млн. рублей сейчас. Добавим полный социальный пакет и получим ситуацию, при которой можно и не думать о криминальных источниках дохода.
У Грефа работали не только за идею, но и за личную капитализацию, за будущие высокооплачиваемые посты. Сам министр Герман Греф в 2007 году возглавил Сбербанк.
ДОЛЖНОСТЬ ПЛЮС ДОЛЖНОСТЬ РАВНО ДОХОД
Вполне может быть, что старые добрые проверенные схемы с наличными баксами в конвертах где-то продолжают использоваться. Но, как рассказывают источники "КП", сейчас ценных сотрудников стимулируют немного по-другому.
- Меня сам министр (не Улюкаев. - Ред.) позвал на работу. Но зарплата в 50 тысяч меня никак не устраивала. Эти деньги - только на еду и съем квартиры. Никаких доплат в конвертах у нас не оказалось. С этим уже никто не связывается. Но выход нашли - сделали по совместительству советником в одном из подведомственных фондов. А там уже вполне рыночные зарплаты. Так и живу.
Один бывший сотрудник Минэконоразвития также утверждает, что и при Грефе и в первые годы после никаких подпольных фондов не было, как и доплат в конвертах, но, что было при Улюкаеве, он уже не знает. И все-таки.....
- Так аккумулировать и перераспределять бабло – каменный век, - покрутил у виска один из источников "КП", связанный с Федеральной таможенной службой. - Я скорее поверю, что это была банальная взятка от какого-то и в чем-то заинтересованного лица, чем некий фонд, который министр потом распределял. Во втором случае слишком многие узнают о непонятных средствах. Зачем так рисковать?!
Да, деньги любят тишину и темноту. А Улюкаева вдруг совершенно неожиданно вывели на яркий свет. Зачем? Это уже другой, не менее интересный вопрос.