Еще перед началом Совета по науке и образованию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков убеждал журналистов, что это вовсе не проходное мероприятие, а наоборот - сверхважное. В прошлом году Путин поручил начать работу над созданием стратегии научно-технологического развития страны на долгосрочный период, и вот наконец первые прикидки должны были представить на общий суд.
- Вопрос носит принципиальный характер, - сразу заявил Путин. - Наличие собственных передовых технологий – это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан. В этой связи считаю необходимым рассматривать стратегию как один из определяющих документов.
На заседании практически у каждого выступающего обязательно всплывал вопрос о роли российских вузов в мире. То получалось, что они на ведущих ролях и все неплохо, то наоборот — все никуда не годится, и необходимы кардинальные реформы. А самое главное — как их оценивать?
- Мы сильно отстаем в числе научных публикациях от других стран, - сетовал глава РАН Владимир Фортов.
- МГУ по цитируемости в мировых журналах — 15% от потенциала России, - гордился глава МГУ Виктор Садовничий. - Но нам надо доделать наш собственный рейтинг. В списке вузов, чьих выпускников берут на работу мировые компании, мы на 42-м месте, а MIT, который во всех рейтингах вузов первый, в этом — только на 242-м месте.
- Нужно вернуть книгу и монографию, как базовый элемент, в гуманитарных науках, а не статью, - требовал директор Эрмитажа, востоковед Михаил Пиотровский.
- Вы вот сидите тут — много умных людей, так придумайте критерий оценки, - уже практически взмолился в конце разговора президент.
И действительно, получалось странно. Например, с одной стороны, сегодня в России более 150 государственных научных институтов, которые вносят заметный вклад в мировую науку. На них приходится примерно 70%, всех патентов, которые выдаются на территории страны, 80% высокоцитируемых работ.
- Вместе с тем 150 – это лишь 10% всех государственных образовательных и научных организаций. Конечно, возникает вопрос: а где остальные-то, как там обстоят дела, как они работают? - удивлялся Путин. И обещал, что деньги в приоритном порядке получат только те, кто способен создавать прорывные технологии по наиболее важным для страны направлениям, конкурировать с ведущими мировыми центрами.
На деньгах, как обычно бывает, аудитория раскололась. Одни приводили в пример Перельмана и Эйнштейна, которые без госфинансирования решали мировые задачи, другие были категорически не согласны.
- Ни Перельман, ни Эйнштейн не просили миллиардных денег! Один тихо сидел в патентном бюро, а другой в квартире с авоськой с молоком и батоном. Но мы же говорим о миллиардных проектах, которые двигают страну! - взывал глава Курчатовского института Михаил Ковальчук.
Он же неожиданно перевел дискуссию в поэтическое русло, начав формулировать стратегические задачи, цитируя Пастернака.
- «Тогда его увидев в яви, я думал, думал без конца об авторстве его и праве дерзать от первого лица». «Он управлял теченьем мысли и только потому - страной», - Ковальчук предложил аналогичным образом найти и наделить полномочиями организации, которые должны управлять течением мысли в конкретных направлениях.
- Управлять течением мысли это правильно, нужно только чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича, - отозвался Путин. - А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была.
Так совещание по развитию науки плавно перешло в поэтический вечер памяти Ленина, скончавшегося аккурат в этот день 92 года назад, и обсуждение его роли в истории