О переговорах стало известно в середине февраля. Тогда речь шла о том, что четыре парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») не будут бороться друг с другом в 40 одномандатных округах (всего их 225) на думских выборах осенью этого года. Согласно предварительным договоренностям каждая партия должна была выдвинуть своих кандидатов в десяти округах, а в оставшихся тридцати поддержать кандидатов от оппонентов. Это было нужно, чтобы гарантировать сохранение в Думе наиболее влиятельных депутатов от всех фракций, утверждали собеседники РБК. Информацию подтверждали в руководстве «Единой России» и ЛДПР.
Теперь секретарь генсовета единороссов Сергей Неверов рассказал РБК, что положительной динамики в переговорах с оппозицией по поводу одномандатных округов нет. «Представители парламентской оппозиции предложили обсудить этот вопрос. На наш взгляд, обсуждение должно вестись о действующих депутатах, являющихся экспертами в своих областях. Но после публичных заявлений о начале переговоров наши коллеги больше не обсуждали с нами эту тему. В любом случае независимо от того, как идет и будет идти диалог, предварительное голосование (праймериз единороссов) пройдет во всех 225 округах», — подчеркнул Неверов.
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев ранее заявлял РБК о том же: по его словам, никаких дополнительных переговоров в последнее время не велось. Но договоренности с эсэрами и либерал-демократами пока остаются в силе, уверяет собеседник РБК в «Единой России». «Просто теперь, скорее всего, будут разделены 30 округов между тремя партиями, и все они будут бороться с КПРФ», — утверждает он. Источник в руководстве «Справедливой России» подтверждает: партия уже подготовила десять кандидатов для межпартийного соглашения и готова поддержать единороссов и ЛДПР в других округах.
Маневр Зюганова
Два собеседника РБК, близких к руководству «Единой России», приводят следующую версию того, почему партия отказалась от переговоров: лидер компартии Геннадий Зюганов нарушил главное условие возможного соглашения — выставить в «неконкурентных» регионах только наиболее влиятельных депутатов. «Зюганов в ходе переговоров сказал, что наиболее авторитетные члены КПРФ и без всяких договоренностей пройдут в Думу. И включил в коалиционный список “середняков” — малоизвестных широкой публике депутатов, которые, конечно, могут победить только без конкуренции», — рассказывает один из собеседников.
По его словам, переговорщики со стороны партии власти не могли пойти на такие условия, которые создают коммунистам явные преференции по сравнению с другими участниками переговоров. Теперь «Единая Россия» будет выдвигать кандидатов в тех округах, которые раньше предполагала отдать коммунистам, рассказывает собеседник.
В КПРФ эту версию опровергают. Пресс-секретарь лидера коммунистов, депутат Госдумы Александр Ющенко сообщил РБК, что партия изначально не вела никаких переговоров о разделе округов и готовится всюду выдвигать своих кандидатов. Ранее замруководителя фракции коммунистов в Думе Николай Коломейцев называл информацию о возможном соглашении «пшиком».
Сам Зюганов в интервью «России 24» 20 февраля не исключал, что партия может не выдвигать сильных кандидатов в тех регионах, где есть хорошо зарекомендовавший себя претендент от других сил. При этом он подчеркивал, что никаких договоренностей партии не достигали. Лидер думской фракции единороссов Владимир Васильев на одном из заседаний президиума? генсовета партии утверждал, что именно Зюганов был инициатором переговоров.
Коммунисты хотели договориться непублично и охотно обсуждали тему до тех пор, пока переговоры были закрыты, говорит другой единоросс и подтверждает эсэр. «Как только власть сделала переговоры публичными — коммунисты от них отказались», — утверждает один из собеседников. По его словам, власти было важно рассказать о переговорах, поскольку в последнее время многие существенные инициативы принято публично подавать в качестве идеи оппозиции.
Новая конкуренция
Срыв переговоров приведет к жесткой конкуренции коммунистов и единороссов в тех регионах, где партия власти изначально хотела бы ее избежать, говорит собеседник, близкий к администрации президента. У КПРФ есть сильные кандидаты, которые наверняка смогут победить, и выдвигаться против них просто не было смысла, поясняет он.
К числу опасных оппонентов единороссов он относит Вадима Соловьева, который избирается в Тверской области, а также Олега Смолина, который может баллотироваться в Омской области.
По словам собеседника РБК, ситуацию в Тверской области усложняют выборы губернатора, которые в этом году пройдут в один день с думскими выборами. «Если бы Соловьев был уверен в прохождении в Думу, с ним можно было бы договориться о том, что он не будет слишком жестко оппонировать кандидату в губернаторы от “Единой России”. Теперь же он наверняка захочет поучаствовать в губернаторской кампании и окажет действующему руководителю серьезное противодействие», — рассуждает источник.
Соловьев в беседе с РБК сообщил, что президиум партии принял решение о том, что он будет баллотироваться в губернаторы Тверской области. В Думу по одномандатным округам в области пойдут депутаты заксобрания Людмила Соловьева и Артем Гончаров, утверждает Соловьев.
Смолина он также называет сильным кандидатом, который способен победить претендента от «Единой России» в Омске. В прошлом году на губернаторских выборах в этом регионе другой кандидат от КПРФ, Олег Денисенко, набрал около 28%. Также в КПРФ изначально предполагали, что под соглашение могут попасть вице-спикер Госдумы Иван Мельников (традиционно баллотируется от Москвы), депутат Сергей Обухов (Краснодарский край) и председатель комитета по природным ресурсам Владимир Кашин (входил в федеральную часть списка на прошлых выборах).
Коммунисты, скорее всего, взвесили, что им важнее — получить несколько округов или сохранить имидж партии, за которую будет голосовать протестный электорат, рассуждает политолог Константин Калачев.
«Существенная часть электората КПРФ — это не сторонникиЛенина-Сталина, а избиратели, которые приходят на участки с фигой в кармане и голосуют за кого угодно, кроме власти. С этой точки зрения, коммунистам важнее сохранить имидж оппозиционной партии. Тем более у них есть возможность показать хороший результат в таких регионах, как Тверская, Волгоградская, Новосибирская, Свердловская, Иркутская и Самарская области», — резюмирует эксперт.