20 марта 2014, 22::10 Фото: Reuters Текст: Станислав Борзяков |
Решение СНБО Украины по введению визового режима с Россией пока не вступило в силу – его не подписал и. о. президента Турчинов, а премьер Яценюк и вовсе высказался против данной затеи. А пока МИД Украины обсуждает возможные сценарии введения виз, газета ВЗГЛЯД решила предположить, каким образом может быть реализована эта мера и чем она чревата для Украины.
Вопрос срочного введения виз с Россией расколол украинские власти. Если бывший комендант обороны Майдана и нынешний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий дал поручение ввести визовый режим с РФ «в самый короткий срок», а до того утвердить пересечение госграницы только по загранпаспортам, то премьер-министр Арсений Яценюк просит не спешить не только с визами, но и с загранпаспортами. «Вряд ли подобная инициатива со стороны Украины будет эффективной с точки зрения влияния на Российскую Федерацию. Зато проблема имеет важное гуманитарное значение для самой Украины, так как в сохранении безвизового режима заинтересовано очень большое количество граждан Украины, в первую очередь на востоке и юге нашего государства, которые ездят в Россию на заработки, имеют родственные отношения по ту сторону границы», – цитирует Яценюка пресс-служба Кабмина.
Разногласия лежат в очевидной плоскости: Парубий – это про оборону и безопасность, Яценюк – про худую украинскую кубышку и лояльность населения. Начнем, впрочем, с кубышки – визы не ней отразятся самым негативным образом. Особенно если Россия введет зеркальные меры, а вероятность этого очень высока (в Совете Федерации об этом объявили прямо).
В общем и целом более тяжелого и одновременно бессмысленного удара по кошельку многих граждан страны придумать трудно. В этом вопросе всё. Тут и украинцы-заробитчане, которые работают в России (а их, по разным подсчетам, от полутора до четырех миллионов) и в одном только 2013 году перевели своим семьям на родину порядка 6 миллиардов долларов. Тут и российские туристы, охотно посещающие Украину и оставляющие свои деньги в Киеве, Львове, Одессе и других городах. Тут и жители приграничных областей, по которым курсируют электрички (жить на Украине, а работать в России – ситуация нередкая, как, впрочем, и наоборот). Тут и разделенные семьи – огромное количество украинцев проживает в Московской, Ленинградской, Тюменской, Ростовской и Воронежской областях, Краснодарском и Приморском краях, в республиках Коми, Башкортостан, Якутии, Татарстане и Карелии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (Ханты-Мансийск между собой даже называют «Хохлы-Мансийском»). При этом гражданам Украины запрещено иметь двойное гражданство, то есть речь о разделенных семьях с разными паспортами.
Таким образом, введение виз неминуемо приведет к росту социальных проблем и недовольства, особенно на юге и востоке страны, где и без того обострились сепаратистские тенденции.
У Парубия другая цель – пресечь поток тех россиян, кто принимает активное участие в антимайданных протестах на том же юго-востоке. Это можно называть как угодно – «завозом платных титушек» или «волонтерской помощью братьям по ту сторону границы», но факт остается фактом: россиян среди протестующих в Донецке, Луганске и Харькове много, и даже российский флаг на здание Харьковской обладминистрации устанавливал москвич. Удивляться нечему: от Белгорода до Харькова 80 километров, от Ростова до Донецка – 150, а от Киева до Львова (для сравнения) – 550.
Собственно, правила пересечения границы украинская сторона не так давно уже изменила – еще при Януковиче. С 1 декабря от иностранных граждан (прибывших в том числе с транзитными и туристическими целями) требуют доказательство платежеспособности в размере 1176 гривен (около 4660 рублей) в день плюс еще пять дней пребывания. Кроме того, требуется обратный билет. Подчеркивается, что мера это временная, но многих на этом основании действительно разворачивают. В первую очередь это касается мужчин от 18 до 55 лет – в них видят силовую поддержку для Антимайдана.
При этом стоит уточнить, что в скором времени (конкретно – с 1 января 2015 года) иностранцы тоже будут въезжать в Россию только по заграничным паспортам. Изменились и правила пребывания: если раньше гражданин Украины (и других безвизовых стран СНГ, за исключением Белоруссии) мог пересечь границу раз в 90 дней, и этого было достаточно для того, чтобы продолжить пребывание в России, то теперь 90-дневный срок – это максимум для полугодового периода. Так что ответные меры от Украины в целом предполагались, но, разумеется, не такие радикальные.
Судя по всему, у инициативы Парубия имеется и еще один резон – более долгосрочный и касающийся в первую очередь взбунтовавшегося Крыма. Экономика полуострова во многом зависит от туризма, причем как официальная (в обслуживании туристов занята почти треть трудоспособного населения), так и теневая – в курортный сезон (а он начнется уже через полтора месяца) крымчане сдают отдыхающим свои комнаты, квартиры и дома. Сильно завязаны на туристический спрос также торговля, сфера услуг и сельское хозяйство. Теперь цифры: в прошлом году в Крыму отдохнули порядка 6 миллионов человек, из них половина – украинцы, еще четверть – россияне. Сколько украинцев поедут в Крым после его присоединения к России – вопрос открытый. Но и российская четверть прибывает в основном на поездах, а поезда идут транзитом через территорию Украины. Очевидно, что визовый режим и связанные с ним проволочки да траты могут отпугнуть значительную часть туристов.
При этом «путь по воздуху» выйдет существенно дороже, тогда как Крым воспринимался именно в качестве «отдыха эконом-класса», но даже не это главное – аэропорт в Симферополе небольшой, сейчас он обслуживает всего около миллиона человек в год и резко увеличить пропускную способность не может. Да, Россия будет строить железнодорожный и автомобильный мосты через Керченский пролив, но на это нужно время – ни новому, ни следующему курортному сезонам эти планы не помогут. В итоге введение виз может нанести серьезный удар по Крыму.
Какая позиция в итоге возобладает – Яценюка или Парубия – что называется, будем посмотреть. Директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис заявил, что сейчас его ведомство рассматривает «различные сценарии» введения виз и вскоре представит их на рассмотрение украинского правительства. Однако возьмем на себя смелость предположить, что в конечном счете решение будет принято компромиссное – визы все-таки введут, но ставить их будут при пересечении границы, отдельно оговорив процедуру для тех, кто пересекает границу часто.
Дело в том, что у Украины на данный момент в принципе нет ни технической, ни финансовой возможности ввести полноценные визы, например такие, какие нужны россиянам для поездок в Европу. Помимо посольства в Москве, Украина также располагает консульствами в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Учитывая не просто огромный, а колоссальный поток выезжающих из России на Украину (ни в одну другую страну мы так часто не ездим), все это дипломатическое хозяйство просто не в состоянии обеспечить визами всех желающих, а расширение представительств, учреждение визовых центров и создание технологической базы требует не только времени, но и денег, которых у Украины попросту нет. Километровые очереди и фактическая отрезанность страны от многих россиян (в том числе бывших соотечественников – этнических украинцев) – это не страшилка, это неизбежность.
Кстати говоря, в случае «зеркального ответа» это касается и российских консульств. С финансовой и технологической точки зрения обеспечить украинцев проездными документами нам, конечно, проще. Но практика функционирования наших визовых центров и консульств в той же Европе показывает, что выдача виз без очередей, нервов и существенных временных затрат – не наша сильная сторона. Получить европейскую визу россиянам на практике гораздо проще, чем европейцам – российскую.
Виза на границе с проверкой въезжающего по базе – дело другое. Да, потребуются дополнительные документы (они, как выше сказано, требуются уже сейчас), это резко замедлит транспортный поток, но минимизирует риски, о чем так печется Парубий. Кроме того, в пользу худого украинского бюджета будет взиматься визовый сбор. Данная мера выглядит не просто компромиссной, она исполнима технически и финансово, в отличие от полноценного визового режима. Такой же сценарий реализовала, к примеру, Грузия, у которой с Москвой сейчас вовсе нет дипломатических отношений.
Текст: Станислав Борзяков