Так называемая старая гвардия в лице Рауля Кастро и его соратников не решилась уступить дорогу молодым. 84-летний Рауль, председатель Госсовета Кубы, был переизбран главой компартии до очередного съезда, который пройдет в 2021 году. Вторым секретарем избран 85-летний Хосе Мачадо Вентура, известный как противник углубления реформ и политик, которого Кастро всегда направляли руководить теми отраслями, где нужно было навести дисциплину и порядок. Правительство страны, к слову, незадолго до съезда обвинило новый класс частных фермеров и торговцев в росте цен и перевело кооперативы под жесткий контроль со стороны государства.
На закрытии съезда Рауль Кастро пообещал, что "историческое поколение передаст новым соснам знамена революции и социализма ... с чувством гордости за исполненный долг". Заметим, что ранее в качестве такой даты "смены поколений" назывался 2018 год. Впрочем, на съезде ввели возрастной потолок для партийцев. Отныне ограничение на членство в ЦК компартии Кубы составляет 60 лет, а для членов Секретариата и Политбюро возрастной потолок лимитирован 70-ю годами. Впрочем, и без этого нынешний возраст членов Центрального комитета, понизившийся по сравнению с предыдущим съездом, составляет 54 с половиной года.
Бесспорно, на настроениях авторитетной партийной элиты сказывается быстро растущее опасение насчет того, каким путем пойдет Куба после "омоложения власти". Шаги по реформированию экономики крайне осторожны. Гавана, разумеется, держит в уме печальный опыт советской перестройки. Запад, и прежде всего США, мечтающие вернуть Кубу в свое лоно, в последнее время выбрали своеобразную "тактику выжидания". Опасения партийной элиты усилились после исторического визита на остров президента США Барака Обамы, который прежде всего пытался произвести впечатление на молодое поколение кубинцев. Американцы не проводят диверсии в отношении Кубы, не выступают с провокационными заявлениями, внешне корректно говорят о расширении контактов Гаваны и Вашингтона. На самом деле в Белом доме просто терпеливо ждут смены поколений, попутно проводя идеологическую обработку молодых кубинских умов, крайне недовольных своим экономическим положением. Неслучайно, что эмиграция с острова выросла до одного из самых высоких показателей после революции. Все больше молодых кубинцев отправляются на стажировки в развитые страны: только в прошлом году в Испанию учиться азам менеджмента в сфере услуг уехали около шести тысяч кубинцев. По возвращении многие из них, вкусив прелести сладкой жизни, открыто критикуют власти. За зарплату в 25 долларов в месяц. За ограничения и запреты. Государственные СМИ и учреждения культуры с трудом конкурируют с видео иностранного производства, распространяемым через Интернет или из рук в руки, как это было на закате советской власти. В кубинской партийной элите Вашингтон по-прежнему рассматривают в качестве врага, а недавняя поездка Обамы на остров была названа главой МИД Кубы Бруно Родригесом "идеологической атакой на кубинскую историю и ценности революции".
В условиях, когда идейные расхождения между старыми революционерами и молодой порослью становятся все более ощутимыми, пожалуй, главной цементирующей "скрепой" на Кубе остается Фидель Кастро. Символ, легенда революции и ее харизматичный вдохновитель появился в зале, где многократно выступал с пламенными речами, в простой клетчатой рубашке и синей с белыми полосами олимпийке. Присел в кресло, надел очки и выждал, пока стихнут овации и крики восторга.
Наблюдатели заметили, что выглядит Фидель даже лучше, чем в 2008 году во время первого появления на публике после тяжелейшей операции. Увы, короткая речь, которую команданте произнес с присущей ему твердой интонацией, была печальной и грустной. Несгибаемый Фидель, которому 13 августа исполнится 90 лет, намекнул на то, что завершает свой жизненный путь. "Скоро настанет моя очередь и я уйду, как все остальные. Придет время для всех нас, но идеи кубинских коммунистов останутся в качестве доказательства на этой планете, что, если они работают с пафосом и достоинством, то могут производить материальные и культурные ценности, в которых нуждаются люди", - поведал Фидель. Он призвал кубинцев беречь идеалы социализма. Но от темы смерти в его речи и от того, что лидер революции признал, что уходит, после оваций в зале воцарилась тишина, а у внешне суровых партийцев по лицам потекли слезы.