От имени Общероссийской общественной организации "РОССИЯ" поздравляем Вас, уажаемый Евгений Михайлович, с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, как и всегда - неиссякаемой энергии, новыми делами и свершениями встретить 100-летие Ленинского комсомола!

 

Автор фото: Наталья Мущинкина. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968–1977 гг.) Евгений Тяжельников, член оргкомитета «Комсомол-95» в редакции «МК» в 2013 году

Он руководил Центральным Комитетом ВЛКСМ почти целое десятилетие, с 1968 по 1977 годы. Это было время освоения целинных земель Казахстана, Алтая и Дальнего Востока, разработки нефтяных и газовых месторождений Сибири, ударных комсомольских строек – Атоммаша, Волжского и Камского автозаводов, БАМа… Силами комсомольцев на Крайнем Севере росли города, а через тайгу и топи прокладывались магистрали. 

Соратники и друзья Евгения Михайловича рассказали газете «Московский комсомолец» (№ 27585 от 9 января 2018 года) о его энтузиазме и самоотверженности, бескорыстии и умении дружить. Евгений Тяжельников и ныне остаётся в строю, занимается общественно-научной работой, живёт заботами о молодёжи. И считает, что Комсомол жив, пока есть комсомольское братство.  

«Жила бы страна родная…»

«Мы знаем, что вы будете жить лучше нас, совершите подвиги в мировой галактике и сделаете прекрасной нашу Землю. Мы немножко завидуем вам, встречающим столетний юбилей Советской Родины. Но мы знаем, что и вы позавидуете нам, нашему беспокойному молодому поколению. У нас была ясная цель, прекрасное будущее, много дел. Есть где приложить руки, ум, сердце, энергию. И в том – наше счастье».

Это письмо участников второго областного слёта комсомольцев и молодёжи, который состоялся летом 1967 года в Архангельске. Они обращаются к будущему поколению, своим сверстникам. Послание из прошлого хранилось 50 лет и только недавно было опубликовано.

Друзья Евгения Михайловича Тяжельникова говорят, что он из той же породы – «яростных и непохожих, презревших грошовый уют». В Комсомол он вступил во время войны, в 1943 году. В 15 лет помогал в госпитале тяжелораненым солдатам и офицерам писать письма домой. Был избран секретарём школьной комсомольской организации. Его «альма-матер» – Челябинский педагогический институт, который он окончил в 1950 году с отличием. А через одиннадцать лет, защитив кандидатскую диссертацию, Тяжельников стал ректором института, одним из самых молодых вузовских руководителей.

Таланты учёного и эффективного управленца были замечены, и в мае 1964-го его направили на работу заведующим идеологического отдела Челябинского обкома КПСС. В том же году он был избран секретарём обкома.

На партийной работе Евгений Михайлович был четыре года, а потом судьба подарила ему вторую комсомольскую молодость. В марте 1968-го, под предлогом подготовки к поездке в Болгарию, Тяжельникова вызвали в Москву и неожиданно провели по кабинетам всех секретарей ЦК. А в заключение пригласили на беседу к Брежневу. Это были смотрины. И в начале июня Суслов представил руководству комсомола нового первого секретаря ЦК ВЛКСМ Евгения Тяжельникова.

Главным комсомольцем страны он оставался почти десять лет, с 1968 по 1977 годы. Как говорят соратники Евгения Михайловича, не работал профессионально в Комсомоле, а жил в Комсомоле. Был там, где бился пульс страны, создавалась её мощь.

Потом пять лет, с 1977 по 1982 годы, Тяжельников был заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС. Как вспоминают друзья, прослыл человеком самостоятельным, не жертвующим собственным мнением в угоду начальству. В частности, с его подачи опальному модельеру Вячеславу Зайцеву, который попал под надзор КГБ и был невыездным, было поручено заняться оформлением «Олимпиады-80». Тяжельников познакомил модельера-новатора с министром бытового обслуживания Иваном Дуденковым. А потом помог превратить Дом быта на проспекте Мира в Дом моды, где Вячеслав Зайцев стал художественным руководителем.

Евгений Михайлович стал единственным человеком, который в самое тяжёлое для Вячеслава Зайцева время поверил в него. Заставил вступить в Союз художников, настоял, чтобы модельер написал книгу, и даже для помощи в этой работе выделил двух журналистов. В результате появилась книга «Такая изменчивая мода». Евгений Михайлович Тяжельников и его жена Инна Васильевна по сей день дружат с дизайнером Вячеславом Зайцевым.

А тогда, в 1982 году, со смертью Брежнева, начались кадровые перестановки. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Юрий Андропов, до этого 15 лет возглавлявший КГБ. В стране шутили: «ЦК КПСС переименовали в ЧК КПСС».

Евгений Тяжельников в 1983 году уехал послом Советского Союза в Румынию. Многие и по сей день считают, что это была, по сути, почётная ссылка. На посольской должности Евгений Михайлович проработал до 1990 года (7 лет). И был отозван после антикоммунистической революции в Румынии, когда пал режим Чаушеску и власть перешла в руки временного правительства Фронта Национального Спасения. Тяжельникова перевели в распоряжение МИД СССР, а вскоре министр иностранных дел Шеварднадзе отправил его в отставку.

7 января Евгению Михайловичу исполнится 90 лет. К сожалению, он не даёт сейчас интервью. О легендарном комсомольском вожаке накануне юбилея рассказывали «МК» его друзья и соратники.

«Главное, ребята, сердцем не стареть»

Игорь Михайлович Ильинский (работал заведующим отделом ЦК ВЛКСМ, директором Научно-исследовательского центра при Высшей комсомольской школе, Институте молодёжи, с 1994 года – ректор Московского гуманитарного университета):

– Евгений Михайлович Тяжельников – легендарная личность. В советское время его имя была на устах миллионов молодых людей. Это высокообразованный и очень идейный человек. Он прекрасный оратор, обладающий феноменальной, фотографической памятью.

Вспоминается такой случай. Я работал заведующим сектором областей Северо-Западного отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ, куда входили Ленинград, Калининград, Карелия, Мурманск, Архангельск, Псков, Новгород, Коми АССР… И символично, что первой командировкой, куда отправился после своего назначения Евгений Тяжельников, стал Ленинград. Мне позвонил Борис Николаевич Пастухов, сказал, что будет собираться актив и мне надо готовиться к выступлению.

Я работал в кабинете допоздна. Сидел на стуле спиной к двери, услышал, что кто-то вошёл, но продолжал писать. Потом обернулся – стоит Тяжельников. Удивлению моему не было предела. Никогда раньше первые секретари ЦК ВЛКСМ не ходили по кабинетам… Евгений Михайлович протянул руку, сказал: «Вот, решил познакомиться перед поездкой…» И начал меня гонять, спрашивать про урожайность в области по хлебу, про надои. Он очень серьёзно готовился к поездке.

Мы приехали в Ленинград, едва успели разместиться в гостинице, как Тяжельникова забрал к себе Григорий Васильевич Романов, а я остался дописывать для него речь. (Сейчас меня бы назвали спичрайтером). Получился довольно большой текст. Уходя на встречу, Евгений Михайлович заметил: «Вы мне текст отдайте завтра, часов в 7 утра». Я ещё подумал, когда же он успеет его прочитать? И вот приходим в огромный зал, сидят около тысячи человек народу. Евгений Михайлович только глянет на страницу – и будто её сфотографирует, а потом пять минут говорит, причём чисто по тексту. Настолько у него была феноменальная память. Всех поразили его ораторские способности. Зал аплодировал ему стоя. Присутствующие в зале понимали, что именно так должен говорить комсомольский лидер.

Приведу ещё один пример. Будучи заместителем заведующего отделом комсомольских органов ЦК ВЛКСМ, я курировал, кроме территориальных организаций, ещё Украину, Молдавию, Среднюю Азию, Закавказье, занимался подготовкой комсомольских кадров. А это около 150 тысяч освобождённых работников и актив – около 3 миллионов человек.

Мне было поручено подготовить документ «О мерах по улучшению уровня подготовки и переподготовки комсомольских кадров». И вот звонит Тяжельников: «Что это за документ Вы мне передали? Он же о мерах, а где там меры?» А дело было в том, что все бумаги проходили через заведующего общим отделом, и он ко всем документам писал свою записку, где отмечал, что было хорошо, а что плохо. Прочитав его резюме, Тяжельников решил поговорить со мной. Мне стало обидно, я не выдержал, сказал: «Вы, Евгений Михайлович, не правы». Он удивился: «Как так?» И тогда я предложил: «Давайте Вы откроете свой текст, а я свой». Читаю один из пунктов и спрашиваю: «Это мера?» Он соглашается: «Мера». Читаю дальше и спрашиваю: «Это мера?» Он вторит: «Мера» и предлагает: «Вы, Игорь Михайлович, идите, а я ещё раз всё внимательно посмотрю. Звонит мне через час и говорит: «Извините меня, пожалуйста, я прочитал, у вас отличный документ». Такое поведение было нетипично для аппаратных работников.

Евгений Михайлович – очень интеллигентный и воспитанный человек. За почти десятилетний срок на посту первого секретаря ЦК ВЛКСМ он успел сделать много хорошего и для комсомола, и для молодёжи.

Высшая комсомольская школа – это рукотворный памятник Тяжельникову. Именно ему принадлежит идея создания ВКШ. Потом это учебное заведение было преобразовано в Институт молодёжи и далее – в Московский гуманитарный университет. Сейчас я являюсь ректором МосГУ. Здесь ничего нового не построено. Всё ранее было возведено комсомолом, на комсомольские средства. Мы только все здания привели в порядок, отремонтировали аудитории, классы и коридоры. Портрет Евгения Михайловича Тяжельникова висит у нас в галерее почёта, мы утвердили его именную стипендию.

Даже когда был уничтожен Советский Союз, он остался на посту, жил и сейчас живёт заботами о молодёжи, активно поддерживает связи с ветеранами Комсомола. Он очень неравнодушный, неугомонный человек. Всё время что-то придумывает, связывается с органами власти, инициирует письма на имя президента, плотно общается с мэром Москвы. При его участии, например, удалось возродить студенческие строительные отряды. Он выступил одним из инициаторов и учредителей Общероссийской общественной организации «Воспитанники Комсомола – Моё Отечество», объединившей ветеранов ВЛКСМ и представителей разных молодёжных организаций.

Я даже не знаю, болеет он или нет. По-моему, никогда не болеет. Всё время на ногах, всё время в движении, всё время ставит задачи.

Мы с ним постоянно на связи, дружим семьями, встречаемся или в театре, или в ресторане. Евгений Михайлович с женой Инной Васильевной заядлые театралы. В Большом театре они знакомы со всеми ведущими балеринами и танцовщиками. Среди их друзей и Александра Пахмутова, и Николай Добронравов.

«Слышишь, время гудит – БАМ!»

Виктор Максимович Мишин (был первым секретарём ЦК ВЛКСМ с 1982 по 1986 годы):

– Когда Евгений Михайлович Тяжельников пришёл в 1968 году на должность первого секретаря ЦК ВЛКСМ, мы, честно говоря, к нему отнеслись с некой опаской. Он пришёл с партийной работы, был секретарём Челябинского обкома КПСС, курировал вопросы идеологии. Но надо отдать ему должное, в короткий срок он доказал, что является настоящим лидером, наставником, генератором идей.

Когда в 1973 году Евгений Михайлович стал агитировать меня пойти работать заведующим отделом рабочей молодёжи в ЦК ВЛКСМ, я долго сопротивлялся. У нас в Московском городском комитете ВЛКСМ, где я был секретарём, была очень доброжелательная обстановка и замечательный коллектив. А тут предлагают отдел рабочей молодёжи, где и зарплата больше, и «вертушка» (телефон правительственной связи)… Но я долго не соглашался. И только потом понял, насколько Тяжельников был мудрым человеком, когда настоял на моём переходе. К тому времени, когда он же рекомендовал меня на пост первого секретаря МГК ВЛКСМ, я успел пройти прекрасную школу.

Мы с Евгением Михайловичем вместе начинали заниматься БАМом, я – как заведующий отделом рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ, он – как первый секретарь ЦК ВЛКСМ. Мы вместе ходили к Председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. 27 апреля 1974 года из Москвы на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. Прокладывать магистраль отправились 600 комсомольцев со всех союзных республик, а также из Москвы и Ленинграда. Внимание к БАМу было огромное. Чтобы попасть в отряд, надо было выдержать серьёзный конкурс. Евгений Михайлович знал каждого из первопроходцев, следил за их судьбой.

Тяжельников – очень требовательный руководитель и внимательный человек. Меня, например, он научил работать с документами. Все знают, насколько много, напряжённо и эффективно он работал, продвигал и поддерживал новые инициативы.

Но в тоже время Евгений Михайлович очень скромный человек. Он написал книгу «Они были первыми», но рассказал не о себе, а о первых одиннадцати секретарях ЦК ВЛКСМ, которые занимали этот пост до него. Некоторых из них он знал лично, о других поведал, изучая многочисленные свидетельства и документы. Он замечательный учёный, очень вдумчивый историк. Вскоре должна выйти ещё одна его большая книга.

Сейчас мы готовимся отметить 100-летие Комсомола. Он буквально фонтанирует идеями. У него великолепная память. Он всё помнит до мелочей.

7 января ему исполнится 90 лет, но праздновать юбилей он широко не будет. У близкого человека Евгения Михайловича проблемы со здоровьем. Но 10 января он соберёт мальчишник. Его поздравить придут комсомольцы, которым сейчас уже за 70, 80 и 90 лет. Комсомольское братство – оно ведь навсегда.

«И вновь продолжается бой!»

Абдулрахман Халилович Везиров (работал первым секретарём ЦК ЛКСМ Азербайджана, секретарём ЦК ВЛКСМ, заведующий отделом промышленности ЦК КП Азербайджана, Генеральным консулом СССР в Калькутте (Индия), послом в Королевстве Непал, в Пакистане, первым секретарём ЦК КП Азербайджана):

– С Евгением Михайловичем я познакомился в 1968 году, когда прилетел в Магнитогорск, где проходил Всесоюзный слёт учащихся профессионально-технического образования. Он был секретарём Челябинского обкома КПСС, а ранее – самым молодым ректором института. Во время слёта мы с ним тепло общались. А буквально через пару месяцев я узнал, что Евгений Михайлович представлен на пост первого секретаря ЦК ВЛКСМ. В этой должности он проработал без малого десять лет. В достижениях советской молодёжи того периода – огромная заслуга Тяжельникова.

Евгений Михайлович трудоголик. Когда выдавались редкие свободные часы, он отправлялся на спортивную площадку играть в волейбол, а зимой кататься на лыжах. Когда меня назначили Генеральным консулом СССР в Калькутте, он буквально через месяц приехал в Индию, чтобы поддержать меня. И привёз с собой большую группу наших артистов и талантливую молодёжь. Мне это здорово помогло на начальном этапе наладить связи с местной интеллигенцией.

Потом нас жизнь разбросала по миру, но мы постоянно были на связи. И ныне продолжаем плотно общаться, участвуем во многих мероприятиях. Причём он мне продолжает звонить, как первый секретарь ЦК ВЛКСМ, говорит: «Планируется встреча ветеранов Западно-Сибирского металлургического комбината. Есть желание принять участие?». Я говорю в ответ: «Есть, товарищ командир». Я счастлив, что на моём пути встретился такой мудрый, невероятно организованный и доброжелательный человек.

«Не расстанусь с Комсомолом, буду вечно молодым!»

Ильяс Магомед-Саламович Умаханов (работал в аппарате ЦК ВЛКСМ. С 2001 года – сенатор от Дагестана, заместитель председателя Совета Федерации):

– Глубоко символично, что 90-летний юбилей Евгения Михайловича практически совпадает со 100-летием Комсомола. В этом есть глубокая внутренняя связь. Из числа руководителей Комсомола, которые сейчас живут и здравствуют, учитывая возраст и степень уважения, Евгений Михайлович – старейший. Но фактически это самый молодой комсомолец из всех, кого я знаю. Настолько он бодр, оптимистично настроен и молод душой. В нём до сих пор горит комсомольский задор.

Евгений Михайлович всегда по-отечески, по-доброму ко мне относился. В этом плане я считаю себя его учеником, и нас таких немало. Он из той породы людей, которые являются маяками. Можно долго говорить о его человеческом величии, порядочности, достоинстве, доброте и душевной щедрости.

Я люблю и почитаю Евгения Михайловича ещё и потому, что он был дружен с моим отцом. Они были соратниками, вместе шли по жизни. (Магомед-Салам Ильясович Умаханов был первым секретарём Дагестанского обкома КПСС, членом ЦК КПСС – Авт.)

Я хочу пожелать Евгению Михайловичу отметить 100-летний юбилей, а всем нам, чтобы в современном российском обществе появлялось как можно больше таких людей-светочей, на которых можно равняться.

Виталий Борисович Арсентьев (был председателем Центральной ревкомиссии ВЛКСМ, проректором ВКШ при ЦК ВЛКСМ, советником Посольства СССР и РФ в Никарагуа):

– Мне посчастливилось работать с Евгением Михайловичем Тяжельниковым в ЦК ВЛКСМ, а потом и в МИДе. Я вам скажу, что такую самоотдачу и работоспособность ещё надо поискать. Для всех нас работа в Комсомоле стала настоящей школой жизни, закалкой на все последующие годы.

В день 90-летия хочу пожелать Евгению Михайловичу здоровья, бодрости, сохранения творческого потенциала и долголетия!

Автор Светлана СамоделоваИсточник: «Московский комсомолец», № 27585 от 9 января 2018 г