Год назад, 30 марта 2020 года, в России стартовала первая неделя, объявленная президентом Владимиром Путиным нерабочей в связи с эпидемией коронавируса. Выходные должны были продлиться до 5 апреля, но закончились лишь 12 мая. Общественная и экономическая жизнь замерла на более долгий срок: только летом в столице и регионах постепенно начали возобновлять работу рестораны, фитнес-клубы, кинотеатры и другие развлекательные заведения. Приостановка полетов из-за коронавируса обошлась авиационной отрасли примерно в 200–250 млрд недополученных рублей. Закрытие точек общепита и непродуктовых магазинов привело к потерям около 65 млрд рублей. Торговые центры недополучили 50% арендного дохода (больше 300 млрд рублей). Восстановление национальной экономики будет более долгим и окончательно завершится лишь в 2022 году, считают эксперты. По их мнению, от повторного локдауна страну спасет массовая вакцинация.
В начале 2020 года мало кто мог подумать, что неизвестный вирус родом из Китая спустя несколько месяцев обернется пандемией, локдаунами и мировым кризисом. COVID-19 не обошел ни одну страну в мире, пострадали все — и сейчас выбираются из кризиса с меньшими или большими потерями.
Первый случай заражения коронавирусом в нашей стране был зафиксирован 1 марта — у россиянина, который вернулся на родину из Италии. А уже 27-го Россия прервала авиасообщение со всем миром. С 30 марта распоряжением правительства было ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные и речные пункты пропуска через государственную границу РФ. Одновременно граждане страны ушли на самоизоляцию.
— Сейчас крайне важно предотвратить угрозу быстрого распространения болезни, — заявил 25 марта 2020 года президент страны Владимир Путин. — Поэтому объявляю следующую неделю нерабочей, с сохранением заработной платы. То есть выходные дни продлятся с субботы 28 марта по воскресенье 5 апреля.
За этим последовало продление «выходных» до конца апреля, потом — до конца майских праздников. С 12 мая часть сотрудников вышли в офисы. Но в некоторых компаниях до сих пор действует дистанционный режим.
По словам доцента кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ивана Коновалова, пик заболеваемости коронавирусом в России пришелся на весну 2020 года, а затем повторился осенью и зимой. Тогда в стране регистрировали около 12 тыс. случаев заболеваний ковидом в сутки.
— Были очень тяжелые дни, когда медики не справлялись с потоком пациентов, когда не всем хватало коек. Если бы власти не ввели локдаун, всё было бы намного хуже. Ограничительные меры определялись в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации на той или иной территории. И они показали свою эффективность: рейтинг заражения в Москве был ниже, чем во многих других мегаполисах мира. Даже на пике переполнения стационаров тяжелыми пациентами не произошло, — рассказал специалист «Известиям».
В ситуации пандемии особенно сильно пострадали модный ритейл, индустрия туризма и развлечений, предприятия общепита, гостиницы, фитнес-центры и салоны красоты, книжные и сувенирные лавки.
— С апреля по декабрь 2020-го закрылось около 20% торгово-сервисных предприятий малого бизнеса от тех, что работали в феврале-марте, — отметил председатель комитета «Деловой России» по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств, генеральный директор IT-компании «Эвотор» Андрей Романенко. — Крупные сети (супермаркеты) перетягивали на себя трафик традиционной розницы. Урон, нанесенный бизнесу, отличался в разных регионах в зависимости от продолжительности режима ограничений.
Как сообщалось ранее, например, приостановка полетов из-за коронавируса обошлась отрасли примерно в 200–250 млрд рублей. Закрытие всех ресторанов, кафе и непродуктовых магазинов из-за пандемии привело к потерям в 65 млрд рублей.
По данным управляющего директора Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олега Войцеховского, индустрия ТЦ в целом недополучила 50% (больше 300 млрд рублей) арендного дохода по сравнению с 2019 годом. За период локдауна в некоторых регионах ТЦ потеряли от 80 до 100% арендного дохода, сказал эксперт.
А вот строительная отрасль и девелоперский бизнес, несмотря на карантинные ограничения и месячный перерыв в работе строек, пережили кризис относительно безболезненно, сказал управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский. Благодаря мерам поддержки, в первую очередь программе льготой ипотеки, застройщики смогли не только сохранить продажи на необходимом уровне, но и увеличить прибыль. По итогам 2020-го продажи квартир и апартаментов в Московском регионе составили почти 1,4 трлн рублей, что на 27% больше, чем в 2019-м, отметил он.
Повторный всплеск заболеваемости произошел осенью. В частности мэр Москвы Сергей Собянин с 5 октября обязал работодателей перевести на удаленку 30% сотрудников, а также всех работников старше 65 лет и граждан, имеющих хронические заболевания. Это распоряжение действовало до 27 января. По словам врача-педиатра, инфекциониста и вакцинолога Евгения Тимакова, вспышка произошла оттого, что вирус видоизменяется, а осенняя погода способствовала большему инфицированию. Кроме того, люди устали, расслабились и перестали соблюдать ограничения.
Тем не менее, локдаунов для бизнеса не вводили, экономика продолжила работать спокойно. По мнению старшего управляющего директора рейтингового агентства НКР Александра Проклова, дно «ковидного» экономического спада было пройдено еще в 2020 году.
— В настоящее время экономика России находится в фазе восстановительного подъема, что в целом соответствует и глобальной экономической динамике. Насколько существенным окажется этот подъем, в значительной степени зависит от прекращения пандемии и снятия карантина в экономиках стран-ключевых торговых партнеров России, особенно в Евросоюзе. По мере открытия границ, восстановления мировой торговли и туристических потоков российская экономика получит дополнительный импульс, хотя о V-образной кривой речь всё же не идет. Восстановление будет более пологим и окончательно завершится в 2022 году. На 2021 год наш прогноз остается прежним — рост на 2,5–2,7% по сравнению с 2020 годом, — спрогнозировал специалист.
Во II квартале текущего года начнется устойчивый тренд повышения макропоказателей деловой и потребительской активности, ожидается годовой подъем ВВП страны от 3,3%, отметил эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
Российский сектор услуг и розничный товарооборот может показать сопоставимый с докоронавирусным объем деятельности уже в этом году, считает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.
По словам Евгения Тимакова, часть ограничительных мер, которая сохраняется в России сейчас, обоснована и оправдана. Отменят их не ранее лета — в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионах страны.
По состоянию на конец марта 2021 года в России по-прежнему действует запрет на проведение массовых мероприятий, масочный режим, социальная дистанция. Закрыты границы с рядом иностранных государств.
По мнению врачей, приблизить конец пандемии может только вакцинация. В августе 2020 года Россия первой в мире представила вакцину от коронавируса — «Спутник V». Согласно исследованиям, ее эффективность составляет 91,6%. Кампания вакцинации в России стартовала в декабре. Первыми смогли привиться врачи, учителя и представители других профессий «группы риска». В январе вакцинация стала доступна всем желающим. Вслед за «Спутником» Россия представила еще две вакцины: «ЭпиВакКорону» и «КовиВак».
— Прямого лечения COVID-19 не существует. Препараты, которые сейчас используются для лечения коронавируса, вызывают намного больше побочных эффектов, чем прививки. При этом вакцины — как российские, так и других стран — показывают хорошую эффективность. Почему лучше именно российские? Они доступны здесь и сейчас, — подчеркнул Иван Коновалов.
Тимаков замечает, что сделать выбор из трех российских вакцин поможет врач, поскольку этот вопрос решается в индивидуальном порядке, исходя из особенностей организма.
По данным Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ, к концу марта второго года пандемии суточный прирост COVID-19 в России составляет 9 тыс. случаев. Всего за год с начала пандемии в нашей стране заболели более 4,5 млн человек, из них выздоровело 4,1 млн, скончались 98 тыс.