В ближайшее время должен быть принят бюджет на 2016 г.
Социалку урезали, а расходы на власть увеличили. Экономику поддержат точечными миллиардными вливаниями, но, скорее всего, не в производство, а в финансовую систему. При этом, какими будут цена на нефть и курс рубля, реального прогноза нет.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, доктор экономических наук, профессор
— Расходы бюджета в 2016 г. немного увеличиваются, но идёт катастрофическое урезание социальных статей. Расходы на здравоохранение, которые сокращают уже четвёртый год подряд, уменьшаются на 41 млрд руб. Ещё больше (на 57 млрд руб.) «режут» бюджет на образование (сокращение — третий год подряд). Никакого повышения зарплат федеральных бюджетников не предусмотрено. С учётом того, что расходы бюджета урезаются, а траты бюджетных учреждений (например, на коммунальные расходы) растут, их доходы будут уменьшаться. Всего на 4% предлагается проиндексировать пенсии, что при инфляции минимум 13% выглядит насмешкой.
При этом сбалансировать бюджет можно. Нужно отказаться от ряда необоснованных трат. Так, на 2016 г. запланирована программа по развитию Калининградской обл. стоимостью 66 млрд руб. А целесообразность расходования такой суммы в одной области при скудном бюджете совершенно неочевидна. Если не принимать эту программу, можно не урезать траты на образование! Огромные деньги пойдут на поддержку автопрома, больше чем на судостроение, авиастроение и фармацевтику, вместе взятые. Хочется спросить: у нас производство автомобилей — главная отрасль страны? Нет, абсолютное большинство заводов — сборочные производства автоконцернов других стран, значит, мы опять спонсируем чужую экономику!
Ещё один пример: около 1 млрд руб. выделяется на реализацию нового закона о банкротстве физлиц. Мало того что банки его пролоббировали, фактически повесив на государство свои проблемы с должниками, так ещё и добились выделения средств на создание механизмов для его работы. Неужели выбивание долгов для банков — приоритет страны?
Продолжают расти расходы на обслуживание госдолга. Несмотря на то что в предыдущие годы заимствования были не нужны (деньги у нас были!), государство упорно продолжало занимать. В конце прошлого года в бюджете образовался бы профицит (превышение доходов над расходами. — Ред.), если бы 1 трлн руб. не отдали на поддержку якобы ослабленной банковской системы. А после этого государство у этих же банков сделало заимствования и увеличило госдолг. Зачем была нужна такая сомнительная операция?
Вообще из тех денег, что направлены банковской системе, не все деньги даже до банков дошли (в Агентстве по страхованию вкладов до сих пор лежат невостребованные 200 млрд руб.), что уж говорить о реальном секторе! Если вернуть этот триллион в бюджет, можно не только не урезать социальные расходы, но и в полном объёме проиндексировать пенсии и зарплаты бюджетникам!
Возвращать нужно не только этот триллион. Агентство кредитных гарантий, созданное для поддержки малого бизнеса, получило в 2014 г. 50 млрд руб. Согласно отчёту Счётной палаты, на данный момент выдано гарантий на сумму 6,7 млрд руб. Остальные деньги лежат на депозитах агентства в банках. Гуляют по банкам и 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, выданные на инвестиции в инфраструктурные проекты. Это происходит потому, что проектно-сметная документация по этим проектам не готова. При этом эти средства в том числе уходят и в валютные спекуляции и на игры на бирже, которые приводят к пресловутым колебаниям курса российского рубля.
Если убрать все искусственно созданные кормушки и неэффективные бюджетные траты, сокращать социальные расходы не придётся. В ином случае нам грозит углубление кризиса в здравоохранении, образовании. Он вызван не только недофинансированием, а ещё и структурными антиреформами в этих отраслях. Их результаты в образовании пока неочевидны, а в здравоохранении уже отчётливо видны: в стране растут заболеваемость и смертность. При урезании соцрасходов мы увидим ещё большее сокращение реальных доходов населения. И не только бюджетников, потому что вслед за государством не индексировать или даже понижать зарплаты начнёт коммерческий сектор. Это приведёт к падению спроса и, как результат, к ещё большему спаду в экономике.
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:
— Бюджет-2016 получился консервативным, его расходы значительно урезаны. И в этом его достоинство, потому что на другой бюджет у нас просто не хватило бы ресурсов. Из-за падения цен на нефть в этом году уже есть «кассовый разрыв», который исчисляется триллионами рублей. Второго такого же разрыва экономика просто не потянет.
Другим достоинством, которые многие называют недостатком, является то, что бюджет «короткий», рассчитан только на год. Но прогнозы нефтяных цен настолько разные, что планирование на более долгий срок является просто технически невозможным. Вдобавок Минфин создал в бюджете дополнительные резервы (кроме имеющихся Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) на случай форс-мажорных ситуаций. А форс-мажоры будут, потому что ослабления американских санкций ждать пока не стоит — до российских парламентских выборов или даже до президентских выборов в США.
Минфин нашёл деньги для социалки, решив не снижать таможенные пошлины и повысить налог на добычу газа, что даст бюджету порядка 300 млрд руб. чистыми. Хотя всё равно не удалось обойтись без сокращения финансирования социальных программ. Но социальные выплаты населению останутся и даже будут проиндексированы, пусть и ниже уровня инфляции (на 4%). В случае увеличения доходов госбюджета остаётся возможность дополнительной индексации социальных выплат ещё на 4%.
Расходы бюджета на здравоохранение увеличились относительно 2015 г., но это произошло в основном за счёт одной статьи — «Стационарная медицинская помощь» (+60,90%). Основная подстатья расходов — госпрограмма «Развитие здравоохранения» (150 768 124,4 тыс. руб.). Большую часть этой суммы выделят на подпрограмму «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи» (+154,23% по сравнению с 2015 г.). Самое любопытное, что больше половины денег по этой статье расходов пойдёт на оказание высокотехнологичной медпомощи, не включённой в ОМС. .
Также гораздо больше средств заложено на санаторно-оздоровительную помощь — 38 997 065,2 тыс. руб. (+44,68%). Однако дьявол кроется в деталях: 13 761 534,6 тыс. руб. из этой суммы «уйдёт» в Управделами Президента РФ на «обеспечение деятельности отдельных федеральных госорганов». Так что чиновники без вип-санаториев и пансионатов не останутся.
Зато сокращается финансирование программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» — всего 1 379 855,1 тыс. руб. (-22,36%). Похоже, врачам рассчитывать на улучшение материального положения не стоит.
Наступает время оптимизации... Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев
Ориентирован на бюрократию
Николай Миронов, руководитель Центра политических и экономических реформ:
— С учётом секретных статей траты на бюрократию и военные расходы составят более трети федерального бюджета (39,74%). Вторая по своему удельном весу статья — соцполитика (соцвыплаты населению, включая пенсии). Рост данной категории расходов по отношению к 2015 г. составит всего 5,66%, что ниже даже прогнозируемой инфляции (в проекте она определена в 6,4%), не говоря уже о фактическом уровне на конец 2015 г. (по официальным прогнозам — более 12%). Третья по значимости статья — экономические программы. Расходы по этому направлению выросли, особенно увеличится финансирование на развитие космической отрасли, а также статья расходов, связанная с «мероприятиями, осуществляемыми на основании отдельных решений президента и правительства». Это, грубо говоря, деньги на ручное управление экономикой, их будут выделять индивидуально. В целом бюджет ориентирован на бюрократию и военное ведомство. Всё остальное в нём имеет меньшее значение и не перекрывает потери от кризиса.
Читайте также: Расходы на оборону РФ в 2016 году возрастут до 3,14 триллионов рублей
Гадания на нефти
Главный финансовый документ страны содержит жёсткие цифры. Но на самом деле все они приблизительны.
Яков Миркин, экономист
Прежде всего бюджет — зеркало экономики. И привязка к цене на нефть — отражение того факта, что наша экономика на внешнем поводке. Бюджет 2016 г. рассчитан на основе стоимости барреля нефти в $50. Но... Сама цена нефти формируется на биржах в США и жёстко привязана к курсу доллара; спрос, предложение и войны влияют на неё во вторую очередь.
Сегодня проще угадать колебания цен в долговременной перспективе, а на короткой дистанции угадать их не может никто. Поэтому иногда важнее точных цифр госбюджета сценарии экономического развития, предусматривающие разные изменения обстоятельств. Корректировки прогнозов очень часты не только в России, но и во всём мире. И это нормально. Печалит другое: как показывает не только мировая, но и моя личная практика, сбываются, как правило, самые худшие прогнозы.