Михаил Метцель/ТАССПрезидент РФ Владимир Путин фотографируется с сотрудниками нового перинатального центра городской больницы №1 в Брянске
Михаил Метцель/ТАССПрезидент РФ Владимир Путин фотографируется с сотрудниками нового перинатального центра городской больницы №1 в Брянске
После объявления Владимиром Путиным о выдвижении на выборах президента политологи разъяснили, почему оно было сделано на ГАЗе. Но в преддверии этого заявления сигналы о поддержке «сверху» получили огромные социальные группы – что можно трактовать как самопозиционирование Путина в будущей предвыборной кампании.Принято считать, что Владимир Путин никогда не делает того, чего от него ждут люди, которые строят планы. За долгие годы сопоставление решений и ожиданий превратилось в своеобразную увлекательную игру, поглотившую лучшие умы экспертного сообщества, от восторженных поэтов до самых унылых прагматиков. Практически никогда никто ничего не угадывал (за исключением случайных попаданий вроде предсказания Владимиром Прибыловским премьерства Виктора Зубкова или Алексеем Венедиктовым президентства Дмитрия Медведева). И тем удивительнее, что не согласующееся с прогнозами, неожиданное объявление Путина об участии в президентских выборах 2018 года вызвало такую лавину пересудов. Потому что совершенно непонятно, чем эта конкретная ситуация отличается от любой предыдущей, в которой пикейные жилеты точно так же ожидали решения президента и пытались спрогнозировать его дату и содержание.
Вы хотели, чтобы он объявил о выдвижении на большой пресс-конференции? Он не стал этого делать. Вы хотели, чтобы он объявил о выдвижении после объявления выборов? Он не стал этого делать. Вы хотели, чтобы он объявил о выдвижении в январе или феврале? Он не стал этого делать. Вы хотели, чтобы он не объявлял о выдвижении на фоне скандала с дисквалификацией российского национального олимпийского комитета? Вообще непонятно, на что вы рассчитывали.
Между тем, несмотря на то, что знающие толк авторы писали в анонимных телеграмм-каналах о неизбежном полном медийном молчании Путина до самого дня его выдвижения, любой внимательный наблюдатель мог заметить его резко возросшую публичную активность за неделю-полторы до произошедшего.
28 ноября в Кремле проходит заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей и встреча с победителями Всероссийского конкурса «Семья года». Озвучивается широко обсуждаемый «демографический пакет».
5 декабря он посещает Российскую государственную специализированную академию искусств - единственный в мире творческий вуз для людей с ограниченными возможностями. Объявляется о продлении программы «Доступная среда» до 2025 года и ее интенсификации.
Ничего этого, кроме новых пособий на детей, наблюдатели как бы и не заметили. Они ждали пресс-конференцию, ждали решения Совета Федерации об объявлении выборов. В стране 12 миллионов инвалидов — но нет, наблюдателей это не заинтересовало. Как не заинтересовало их и то, что представитель любой из социальных групп, пред которыми выходил Путин, мог бы спросить его: «Владимир Владимирович, а вы, собственно, как? Собираетесь?» Но не спросил.
События среды, 6 декабря, явились естественным продолжением этого процесса. Сначала выступление на Форуме добровольцев — новой, активной социальной группы, насчитывающей порядка 7 миллионов человек.
Опора на этих людей — важная новация, поскольку волонтеры — это патриоты не по декларации, а по внутреннему призыву. Люди, которые хотят сделать страну лучше непосредственным образом. Своими руками и по собственному желанию. Тушат пожары, ищут пропавших, помогают нуждающимся, организуют процессы.
А потом, всего через 2 часа — заявление об участии в выборах перед своей ядерной аудиторией. Рабочими и инженерами автомобильного завода ГАЗ в Нижнем Новгороде. Которые и задали ему тот самый, конкретный вопрос.
Не знаю, как кому, а лично мне кажется, что это мало похоже на скомканность и неподготовленность. Огромные социальные группы (молодые семьи, старшее поколение, инвалиды, добровольцы, рабочие) были аккуратно нанизаны на стержень путинской поддержки, как кольца на пирамиду. Пока другие кандидаты обращаются «ко всем и к каждому», пребывая «наедине со всеми», пока аналитики оценивали перспективы Ксении Собчак и ресурсы Бориса Титова, Путин провел тихую, аккуратную и очень элегантную кампанию по самопозиционированию не на пустой декларации, а на огромной социальной базе.
Операцию, которую никто из пикейных жилетов не замечал даже тогда, когда она уже шла. Но увы, другого экспертно-аналитического сообщества у нас с вами нет.