Москва — крупнейший российский регион по масштабу экономики и размеру бюджета, численности и доходам населения. ВВП Москвы (ВРП) в 2 раза превышает показатель Украины и находится на уровне Финляндии, а бюджет столицы России сопоставим с крупнейшими городами мира. Разберемся в источниках доходов московского бюджета и сравним с остальной Россией.
Централизованная модель управления страной отражается на концентрации ресурсов в Москве. В большинстве стран крупнейшие города являются экономическими и культурными центрами, привлекают наиболее активное и образованное население, но в России еще с советского периода (и даже раньше) это проявляется особенно ярко.
В Москве постоянно проживает 8,6% населения России (12,6 млн. человек), но вклад города в экономику и бюджетную сферу страны в 2-3 раза выше. Доля Москвы от общероссийских значений: 23,4% в доходах региональных бюджетов, 21% в экономике (ВРП), 20% и 18% в фонде оплаты труда и доходах населения, 15,2% в розничном товарообороте.
Доля Москвы в социально-экономических показателях России. Источник: расчет автора по данным Росстат и Федерального Казначейства.
В структуре экономики Москвы преобладает сфера услуг, в городе концентрируются головные офисы крупного бизнеса, масштабный госсектор и федеральные ведомства, банки, представительства международных корпораций. Это отражается на высоких официальных доходах населения и емком платёжеспособном спросе, что формирует крупнейший в стране розничный рынок товаров и услуг.
Московский бюджет — около 2,6 трлн. рублей в год, а большая часть казны наполняется за счет 2 налогов на население и бизнес: налога на доходы физлиц (39,5%) и налога на прибыль организаций (32,8%). На поступления НДФЛ дополнительно влияют жители соседних с Москвой областей (прежде всего Московской области), которые работают в московских компаниях, перечисляющих НДФЛ в бюджет столицы.
В остальных регионах России картина бюджетных поступлений отличается от московской: НДФЛ остается основным бюджетонаполняющим налогом, но его вклад из-за менее высоких зарплат существенно ниже (26,6%). Налог на прибыль организаций (22,8%) по размеру сопоставим с трансфертами (22,9%), что свидетельствует как о сверхцентрализации ресурсов в Москве, так и о слабости большой части региональных экономик и зависимости от помощи федерального центра. Подтверждением чрезмерной централизации служит высокая доля (больше 25%) налога на прибыль и НДФЛ, собираемых в Москве от суммы по России.
Рабочий
Столица России дополнительно зарабатывает около 7-8% бюджета (200 млрд. руб в год) на сдаче (или продаже) городского имущества в аренду и размещении свободных денег на депозитах или в ценных бумагах. Это больше годового бюджета Новосибирской или Кемеровской областей. По структуре доходов ближе всего к Москве бюджет Санкт-Петербурга, но его размер в 4 раза меньше московского в абсолютном выражении и в 2 раза на душу населения.
Москва самостоятельно справляется с финансированием бюджетных расходов, относящихся к полномочиям города, поэтому доля федеральной помощи (трансфертов) — минимальна (2,7%) и связана с целевыми субсидиями и субвенциями. Более того, город не всегда успевает потратить полученные налоги.
Это создает перекосы в сторону финансирования городского благоустройства и транспорта, на которые Москва тратит больше, чем все остальные регионы России вместе взятые (50-70% всех затрат на благоустройство и транспортный комплекс в стране). Расходам Москвы будет посвящена отдельная статья.
Структура доходов региональных бюджетов. Источник: расчет автора по данным Федерального Казначейства.
Больше всего налогов в бюджет Москвы платят предприятия торговли (21,9%, в т.ч. оптовой продажи ресурсов, но их доля невысока), банки и страховые компании (16,1%), а также профессиональные организации (проектные, научные и управляющие компании). Эти компании часто обслуживают не только население и бизнес Москвы, но и охватывают многие регионы России. Объекты розничной торговли Москвы дополнительно платят торговый сбор (8 млрд рублей в год).
Существует распространённое заблуждение о высокой доле нефтегазовых налогов в бюджете Москвы, на самом деле она незначительна (относительно других статей). Рентные нефтяные налоги (НДПИ и экспортные пошлины) поступают в федеральный бюджет, а налог на прибыль нефтегазовых компаний в значительной степени остаётся в регионах добычи.
Структура доходов региональных бюджетов по видам деятельности. Источник: расчет автора по данным ФНС
В остальной России ситуация отличается от Москвы преобладанием в региональных бюджетах налоговых платежей от промышленности (обрабатывающей и добывающей) и в меньшей степени торговли и финансов. Это соответствует структуре экономики, централизации финансовой и административной деятельности в стране.