Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Фильм "Чебурашка" бьет рекорды посещаемости. Что естественно тотчас вызывает пренебрежительный негатив некоторых коллег по цеху и непрекращающийся поток зрителей в кинотеатры.
Первым делом феномен объясняют причинами, которые лежат на поверхности, а потому ничего не объясняют. Мол, показали в праздники, западных блокбастеров нет: на бесптичье и Чебурашка - соловей.
Это что, единственный фильм, который в каникулы показывали? Нет. А почему же победил он, став первым за многие годы?
Ответ: потому что добрый. А остальные все прям злые? Что-то не получается такого, чтобы каждая добрая картина сразу и быстро набирала миллиарды рублей.
Однозначного ответа на вопрос "Почему тот или иной фильм становится лидером проката?" - не существует. Но варианты ответа имеются. Их и предлагаю уважаемым читателям "Российской газеты".
Первое, и очень важное. "Чебурашка" хорошо сделан. Дмитрий Дьяченко - очень хороший режиссер. Фильм замечательно - динамично и красиво - снят. (Оператор тоже мастер - Иван Лебедев.) В нем есть напряжение, есть воздух. Чудесно, я бы сказал, волшебным каким-то образом соединяются реальные сцены с компьютерной графикой, что и создает особый мир картины. Чебурашка - существо, которое немедленно хочется взять на руки и потискать, хотя ты - взрослый зритель - понимаешь, что это создание компьютерное и потискать его ну, нельзя никак.
"Чебурашка" - лента о том, что семья в конечном итоге в жизни - самое главное
То, что Дьяченко - хороший режиссер, доказывает еще и то, что в фильме замечательно играют актеры. Сергей Гармаш, Елена Яковлева, Федор Добронравов, Полина Максимова, Сергей Лавыгин, Артем Быстров, Наталья Щукина... Остановлюсь, чтобы не утомлять. Впрочем, добавил бы еще Ольгу Кузьмину, которая "играет" Чебурашку. Да-да, она не просто его озвучивает, но играет.
У актеров в этой картине - очень сложная задача. Просто существовать психологически достоверно - недостаточно. Играть гротеск? Тоже как-то мелко и словно не из этой ленты. Как соединить психологическую органику с гротеском? Что-то такое Дьяченко сказал актерам, что у них это получилось. Что-то такое понимают актеры в своей профессии, что умеют так играть.
Они создают образы понятных, внятных людей. Им уже начали предъявлять претензии: мол, недостаточно раскрыли образы своих персонажей. Ну, это вам не Чехов и не Островский. Достаточно. Про героев все понятно. Они заставляют нас, когда надо, - сопереживать, когда надо, - смеяться. В картине нет ни одной провальной роли. Все очень точно, грамотно, без пережима.
"Чебурашка" хорошо сделан еще и потому, что авторы сценария, а их четверо - В. Шляппо, В. Куценко, В. Зуб, А. Молчанов - хорошо придумали историю. Есть, за чем следить. Есть напряжение. Есть живые люди, характеры. Актеры хорошо играют еще и потому, что им есть, что играть.
Но это не самое главное достижения сценария, а соответственно и фильма. Мне кажется, в "Чебурашке" есть то, о чем почему-то мало говорят и пишут. Хотя это самое главное.
В конечном итоге "Чебурашка" - картина о взаимоотношениях отцов и детей. А это проблема, которая касается и волнует практически всех.
Мы научились снимать фильмы для международных фестивалей про то, как люди плохо живут. Такие ужастики про несправедливость мира. Снять какой-нибудь социальный кошмар и поехать на фестиваль - это да. Рассказать о ежедневных проблемах, которые сегодня волнуют людей, - это нет.
Главные герои картины почти все меняются. Причина этих изменений одна: перерождаются их отношения с детьми или родителями. Оказывается, семейные проблемы - это то, что проживают все люди, что волнует всех людей. Поэтому-то это кино для всех. Бывает, как мы знаем, "не для всех". А это для всех.
"Чебурашка" - лента о том, что семья в конечном итоге в жизни - самое главное. Поэтому, например, героиня Елены Яковлевой, когда у нее в очередной раз забирают внучку, приходит на свет семьи. Хоть и чужой, но семьи. Потому что свет, который дают счастливые дети, родители, внуки, - единственный и необходимый.
Все изменения в жизни семьи (или даже семей) спровоцировал Чебурашка. Надо заметить, что он не имеет никакого отношения к герою знаменитого мультфильма Успенского и Качанова, кроме внешней схожести, разумеется. Как и герой Гармаша, хоть и носит имя Гены, - с известным крокодилом не коррелируется никак. Равно, как и героиня Елены Яковлевой с Шапокляк.
Авторы картины напоминают нам: все мы - люди, а, значит, должны отвечать за тех, кто живет рядом
Тут, понимаете, какое дело. Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Чебурашка из мультика - это давно уже не просто персонажи, но живые существа со своими характерами, манерами, если угодно, - своим мировосприятием. Так вот герои фильма и мультфильма - существа совершенно разные. Вообще.
Мог бы вместо Чебурашки спровоцировать все семейные изменения кто-то иной? Мог. Но зачем? Чебурашка - очень симпатичное, обаятельное существо. Кроме того, у поколения родителей он вызывает ностальгические чувства. Пусть будет - Чебурашка.
Итак, Дмитрий Дьяченко создал смешное и доброе кино про проблемы, которые волнуют любого, - про проблемы семьи. Авторы картины напоминают нам: все мы - люди, а значит должны отвечать за тех, кто живет рядом. Семья - тоже государство, и для своего сохранения она требует любви. И понимания.
"Чебурашка" - это еще и фильм о том, что никто на земле - дочь ли, отец, бабушка или Чебурашка - не должен оставаться одиноким. И в силах каждого из нас сделать, чтобы так было.
Важное послание для сегодняшнего дня.