Андрей Максимов: Школа боится всего непривычного и нового

05.09.2022 08:15
Максимов
Андрей

писатель

 

Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)

Вы никогда не задумывались, что в мировой истории было совсем мало великих педагогов, просто катастрофически мало. Если не считать Древнюю Грецию, то, по моим подсчетам, - шесть: Коменский, Песталоцци, Монтессори, Ушинский, Корчак, Макаренко. Кто-то добавит: Сухомлинский. По мне - он был излишне идеалогизирован. Кто-то кого-то прибавит, кого-то отнимет... Но все равно - уместимся в десятку.

Сообщить об опечатке

Представляете? А сколько было великих поэтов, актеров, ученых, политиков, писателей, режиссеров, композиторов... Гениев любых иных профессий на несколько порядков больше. Везде - сотни, а в педагогике - единицы.

Вы никогда не задумывались, что с XVII, а то и с XVI века школа практически не изменилась? Поменялось все: от продолжительности жизни до путешествий; от еды до лекарств; от зрелищ до науки... А школа - нет. Контент, содержание образования изменилось сильно, а система образования - неизменна. Тридцать разных человек, с разным развитием, разными интересами, загоняют в класс - перед ними стоит учитель. И в XVI веке так, и в XXI.

Многочисленные исследования качеств, которые будут необходимы человеку для того, чтобы сделать карьеру в наступившем веке, показывают, что главное - это умение креативить. Еще очень важно - умение анализировать себя и работать в коллективе. Знания как таковые, просто некая вызубренная информация, сегодня никого не интересует. Знания нужны лишь как шаг к креативности. Если этого шага нет - знания бессмысленны. Мы вообще будем иметь в виду в наших школах, что интернет - это данность? Разве можно учить ребенка, вовсе не имея в виду, что одним нажатием кнопки он с легкостью получает информацию, за незнание которой ему ставят двойку?

Из школьного обихода исчезли даже сами эти слова "призвание", "предназначение"

Вот с первого сентября принято решение отбирать у детей телефоны. Правда, не совсем понятно: их будут отбирать на весь учебный день или во время перемен возвращать? Если будут возвращать - возникнет неразбериха. Если не будут возвращать - возникнет масса проблем с оперативной связью, и не только с родителями. Сегодня оставлять делового подростка без связи на семь часов...

Почему больше половины российских школьников не могут назвать любимую книгу

Почему больше половины российских школьников не могут назвать любимую книгу

Ну да ладно. Решение принято. Вопрос в том, как в этом решении отражается наше, взрослое, отношение к детям. У учителей, замечу, которые тоже не должны пользоваться на уроках телефонами, - их не отбирают. Почему отбирают у детей? В этом видно привычное отношение к школьникам не как к людям, а как к объектам воспитания. Здесь проявляется серьезная ошибка нашей школы: она создается так, чтобы главным был в ней учитель, а должен быть главным - ученик. Школа должна строиться так, чтобы ученику в ней было комфортно и удобно.

Нам что всерьез кажется, что, если мы заберем у ученика телефон, он будет более внимательно учиться? Предрекаю возрождение "крестиков-ноликов" и других "бумажных игр". Внимание учеников можно заслужить одним - интересным преподаванием. Более ничем. Ребенок - это человек. А человека невозможно заставить с интересом учить то, что ему неинтересно и не нужно.

Встречаясь 1 сентября со школьниками Калининградской области, президент России В.В. Путин сказал очень важные слова о том, что главная задача человека - найти себя, найти свое предназначение. Как бы хотелось, чтобы слова руководителя государства были услышаны "школьным начальством"! А то ведь у нас из школьного обихода исчезли даже сами эти слова "призвание", "предназначение".

Нам что, всерьез кажется, что, если мы заберем у ученика телефон, он будет более внимательно учиться?

Его заменила профориентация. Это тоже важно. Но профориентация - это про то, какие профессии востребованы в данный момент. А призвание - про то, ради чего тебя призвали на эту землю, какой-такой есть в тебе талант, чтобы раскрыть его и тем принести пользу людям. Вот про это, увы, наша школа не думает вообще. В школе человек должен понять, на каком поприще он хочет приносить пользу обществу.

Когда я учился в школе, нам запрещали писать шариковыми ручками, потому что они-де портят почерк. И где сегодня перьевые ручки? Когда я слышу слова про то, что не будет ни электронных учебников, ни электронных тетрадей, - я вспоминаю про шариковые ручки. Мы живем в электронную эпоху, в эпоху гаджетов. Оградиться от этого невозможно. Когда я рукой в бумажный ежедневник записываю свои дела, молодые люди смотрят на меня с некоторым удивлением: зачем носить с собой ежедневник, если все может быть в телефоне? И они правы. Будущее всегда право.

В школах с 2023 года появится предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В школах с 2023 года появится предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Мне кажется, нам пора понять, что сегодня отцы и дети живут в разных мирах. Когда у отца что-то ломается в телефоне, или он не может разобраться с компьютером, - он идет за советом к сыну. Есть вещи, про которые дети знают больше, чем отцы. Это по-своему уникальная ситуация в мировой истории, но она такова. Отцы могут по-прежнему учить детей "старым, казачьим способом", но будет ли в этом толк?

Школа боится всего непривычного и нового. Видимо, таково ее свойство. И вопрос вот в чем: мы будем учить детей ладить с этим новым или будем его запрещать?

И последнее. Нам бы очень не мешало научиться понимать своих детей исходя из того, что они - не наше повторение, а другие люди. Что они там такое находят в интернете, и почему он столь сильно на них влияет? Почему им так необходимы социальные сети? И как вообще на них влияет этот ненавистный многими взрослыми интернет?

Наши дети - люди. Причем другие. Запретами с ними не справиться. А вот попытаться понять - можно. Конечно, если захотеть.

Российская газета - Федеральный выпуск: №197(8845)

Партнеры