Краснососы. Показ «Пищеблока» начался 19 мая, в День пионерии...

30.06.2021 10:15
Кондрашов
Александр

обозреватель "Литературной газеты"

 

 

Краснососы

Кадр из сериала «Пищеблок»

Какие советские фильмы приходят на память при просмотре сериала, снятого по книге Алексея Иванова? «Пионерских» фильмов снималось очень много. Среди них были выдающиеся, в том числе и о пионерлагерях, в которые тогда отправлялось большинство городских детей за счёт предприятий, где работали родители. Эта традиция сейчас, к сожалению, во многом утрачена и с большим скрипом кое-где восстанавливается. А детских организаций почти совсем нет. Ни пионеров, ни бойскаутов, ни октябрят, ни апрелят...

Итак, во-первых, вспоминается замечательная, неувядаемая сатирическая комедия для детей и взрослых режиссёра Элема Климова и сценариста Семёна Лунгина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В сериале есть даже прямые цитаты из этой выдающейся ленты. На закате хрущёвского правления её не хотели выпускать, сочтя слишком вольной – в ней беспощадно высмеивались все пороки, расцветшие в хрущёвском десятилетии (несоответствие лозунгов делам, формализм, карьеризм, стукачество, цензура), но Никита Сергеевич комедию посмотрел, очень смеялся и разрешил. А его самого вскоре отправили в отставку, как товарища Дынина в фильме, на которого достославный «кукурузник» был похож.

В «Добро пожаловать...» блистательно играли: лагерное руководство – великие Евгений Евстигнеев, Лидия Смирнова и Алексей Смирнов, пионервожатых – великолепные Арина Алейникова, Нина Шацкая, Илья Рутберг, а нерадивого пионера Костю Иночкина – незабвенный Виктор Косых. Получилась уморительная энциклопедия советского детства, добавим, счастливого, вроде бы абсолютно безоблачного. Был только один экзистенциальный вопрос, на который не было ответа, его в фильме постоянно задавал редкостно несуразный парень с сачком: «А чегой-то вы здесь делаете?»

А вот томительные подростковые влюблённости деток чуть постарше нашли отражение в соловьёвском лирическом шедевре «Сто дней после детства», снятом через десять лет, когда над счастливым советским детством появились первые тучки, но тем не менее оба фильма были целомудренны и наполнены искренней любовью к детям и социальным оптимизмом.

Алексей Иванов советское детство застал, когда над пионерией нависли тяжёлые тучи перестройки, а после пронёсшегося над страной рыночного урагана пионерлагеря стали пустеть, закрываться и растаскиваться, поскольку заводы, фабрики и ведомства, владевшие лагерями, пустели, закрывались и растаскивались.

Как же воссоздаёт ту чудесную пору талантливый и плодовитый писатель, которого сейчас много, а иногда успешно экранизируют («Ненастье», «Тобол», «Географ глобус пропил»...)?

Иванов, а вслед за ним режиссёр Святослав Подгаевский (один из немногих специализирующийся у нас на ужастиках) поместили действие в 1980 год, в котором Хрущёв обещал построение коммунизма, но вместо него случилась Олимпиада. Действие происходит в пионерлагере «Буревестник», куда авторы коварно запустили вампиров. За что? Чем пионеры провинились? Почему не в наше время, в какой-нибудь банк или олигархическую структуру, где кровь пьют из работников вёдрами? Нет, надо ведь в пионерское прошлое, лучезарное, беззаботное – когда деревья и компьютеры были большими, небо голубым, трава зелёной, люди добрыми, а пионервожатые – богинями, с которыми хотелось убежать куда-нибудь в коммунизм, хотя тогда уже в него верилось мало.

Итак, в пионерлагерь приехали дети, за день освоились, в пищеблоке их покормили, «Спать, спать по палатам пионерам и вожатым», ночь. И вдруг слышится, как кто-то, простите, сосёт, причмокивая, кровь. Оказывается, вампиры здесь – сплошь и рядом, начиная с главного упыря, символа проклятого социализма, старого большевика по имени Серп (Сергей Шакуров), живущего на территории лагеря, и кончая родителями главного героя, мальчика 12 лет (Пётр Натаров). Ну и пионеры, конечно, тоже кровь посасывали, и секта кровососов в лагере всё увеличивалась. Отпил кровушки у товарища – получите оба по красному галстуку! Многие не хотели, но приходилось вступать в вампиры – так проще и безопаснее.

Поначалу главными были в сериале лирические линии, их даже две. Одна – о первой детской влюблённости с длинными взглядами и хождением за ручку, другая – о взрослых шалостях пионервожатых с купанием голышом, где уже секс в полный рост. Прелестная Ангелина Стречина показала практически всё, что до сих пор в детском кинематографе показывать было нельзя. Кое-чем в этом смысле удивила и замечательная Ирина Пегова, тоже огорчившая участием в этом жутком сериале. Да и детское ли кино этот восьмисерийный фильм, снятый кинокомпанией «Среда»?

Напомним, «Среда» специализируется на кровавых ужастиках про маньяков типа «Метод», а руководит ею замечательный шоумен Александр Цекало – вот бы про эту кинокомпанию снять задорную кровавую сагу, где обаятельный комик был бы упырём, на подсосе у него маститые режиссёры, сценаристы, не говоря уже об артистах обоего пола, а самым главным вампиром был бы... надо подумать кто.

Как бы там ни было, под чутким продюсерским присмотром Цекало в «Пищеблоке» симпатичные вроде бы люди и даже дети так смачно хрустят, вгрызаясь в шеи партнёров, с таким жутким чавканьем всасывают кровь, что никакой телеканал взять к себе в сетку этот кровавый хоррор не решился. Расположили в Сети, не буду рекламировать, на каком портале.

Зачем снимался сериал про детей, в котором занято множество детей, который детям смотреть нельзя? Хотя всё же сериал делался в расчёте на юного зрителя. Сценарист Александр Талал, которому в 1980-м было 6 лет, специально «перепёр» речь пионеров, которая у Иванова была очаровательна и соответствовала «дореволюционному периоду», на сегодняшний молодёжный язык. Значит, создатели сериала всерьёз рассчитывали на детскую аудиторию? Чтобы показать им, какими кровососами были революционеры и их последователи, заражающие невинную детвору кровавыми идеалами справедливости, свободы, равенства и братства? Что пионер вовсе не всем ребятам пример, а юный упырь Советского Союза?

Или в усладу педофилам, которым будет приятно наблюдать за мальчиками и девочками в коротких штанишках, наглаженных белых рубашечках с пионерскими галстуками на груди, которые не прочь вступить в порочный круг взрослых кровососов.

Одновременно с «Пищеблоком» вышел другой сериал на эту модную, оказывается, теперь тему «Вампиры средней полосы», но там – жанровое кино и, что важно, с самоиронией и юмором, которых в ассортименте сериала «Пищеблок» нет совсем, здесь всё разыгрывается со звериной серьёзностью.

Книжка Иванова – успешный коммерческий продукт для взрослых (правда, с сомнительными нравственными установками и пропагандистской подоплёкой), но сериал – для кого и для чего? Надеюсь, детки не станут, несмотря на науськивания некоторых взрослых педагогов, разыскивать этот ужас в Сети.

Александр Кондрашов

Партнеры