Обозреватель «Известий»
Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о тайном смысле «Чудесного грузина»
Свершилось. Спектакль «Чудесный грузин» с участием звезды Instagram Ольги Бузовой, о котором задолго до премьеры судили-рядили, наконец-то состоялся. Вопреки ожиданиям стены МХАТ имени Горького не обрушились и разгневанные тени великих не появились. Может, потому, что нахохотались в своих Эмпиреях до потери способности двигаться.
После «Чудесного грузина» почитатели медийного таланта новоявленной актрисы должны забросать дизлайками создателей постановки. Так унизить их кумира не смогли бы самые яростные хейтеры. Девушку, не способную говорить, петь и двигаться, просто показали в первозданном качестве, без какой-либо предварительной обработки. Но сцена — не кинематограф, где можно преобразить объект форматом кадра, озвучиванием, монтажом. И если ради хайпа приглашен непрофессионал, сделайте с ним что-нибудь, тем более Ольга — человек упорный и, как говорит, с 16 лет мечтала о сцене. Возможно, ей помогли бы педагоги речи, вокала, сцендвижения, а не анонсы худрука Эдуарда Боякова, записавшего Бузову в наследницы Энди Уорхолла. На деле девушку, прикрывшись постмодернизмом, бросили на произвол судьбы, да еще и перчинки добавили.
Напевает себе Бэлла Шанталь (так зовут ее героиню), а жандармский ротмистр громогласно заявляет: «Полный провал!» Смех в зале, хотя речь не о Белле, а о батумской полиции. Другой эпизод: приходит человек в гостиницу (Белла тут же, поет), а портье говорит: возьмите номер наверху, там пения не слышно. Публика снова хохочет. И так при каждом появлении персонажа. Смех этот — как бы помягче? — физиологического толка: словно в кунсткамеру пришли полюбоваться на бородатую женщину. Если это главная цель приглашения Бузовой в театр, то она достигнута. МХАТ имени Горького, разоблачив такую «актрису», может считать себя борцом с пошлостью.
За вычетом Бузовой трагикомедия про молодого Сталина неплоха, и, если ее подсократить, станет еще лучше. В центре сюжета — события начала прошлого века, когда бывший семинарист Сосо Джугашвили (актер Театра на Юго-Западе Георгий Иобадзе) приезжает в Батум, чтобы заняться революционной борьбой. Разбои, грабежи, убийства, любовные приключения и застолья на фоне живописной южной декорации перемежаются появлениями Ленина в неизменной кепке. Ильич зачитывает фрагменты своих трудов. Что за труд, уточняет сопровождающая его Надежда Крупская в круглых очечках. Речь в основном о революционном насилии и праве пролетариата уничтожать всех, кто стоит на его пути. А начинается чтение со знаменитого письма к съезду, где Ленин предложил освободить соратника от руководства партией, мотивировав это тем, что Сталин слишком груб. Взрастил монстра и ужаснулся.
Брутальность концепта смягчает обширная музыкально-танцевальная составляющая. От грузинского многоголосия и мужских танцев дух захватывает. Мог быть здесь упомянут и русский романс (без него не появляется революционерка Белла, работающая под прикрытием певицы кабаре), но не случилось: разрушил вокал Бузовой стройную музыкальную драматургию. Однако чего не сделаешь ради зрительского внимания и кассового потенциала. Тем более что приглашение в спектакль не актера-профессионала, а социального феномена, — прием не новый.
Дмитрий Быков сыграл Шуйского в «Борисе» Дмитрия Крымова. Ксения Собчак играла Сваху в «Женитьбе» Театра Наций. В «Школе современной пьесы» в качестве актеров в разные годы отметились Анастасия Волочкова, Владимир Жириновский, а Александр Кибовский по сей день выходит в спектакле о Пушкине. Даже МХТ имени Чехова, где худрук Сергей Женовач, казалось, поглощен высоким искусством, показал «Звезду вашего периода», сочиненную и сыгранную Ренатой Литвиновой в духе стандартного глянца. Что касается «Чудесного грузина», то он вызвал волну фантазий в соцсетях. Сталина, полагают пользователи, мог бы сыграть рэпер Моргенштерн, а Ленина — тик-токер Даня Милохин. Но вряд ли худрук Бояков на это пойдет. Актерского ансамбля из них заведомо не получится, а «убивать» друг друга такие звезды не должны. Их миссия — агрессивное присутствие в поле общественного внимания. Поймали хайп — и канули в Лету.
Автор — доктор искусствоведения, профессор, редактор отдела культуры газеты «Известия»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора