общественный деятель
Мы с болью и отчаянием констатируем, что отсутствие полноценной и разносторонней работы с детьми развивает деструктивное поведение, которое приводит к трагедиям, подобным керченской. Методичная, продуманная работа с юными гражданами, их стремлениями и чаяниями — прямая обязанность родителей, но не все из них справляются. И тогда это бремя ложится на государство.
Первая и очень важная проблема — отсутствие качественной работы психологов учебных заведений с детьми. И если раньше мы часто говорили об этом в контексте школьного образования, то сейчас необходимо задуматься о введении ставки психолога в обязательный педагогический состав любых средних и высших учебных заведений. Учащиеся колледжей также нуждаются в психологической помощи, да и студенты вузов переживают свой непростой этап взросления.
Важно, чтобы психолог не просто помогал устранять следствия, но и находил причину тех или иных проблем ребенка, а не писал формальные отчеты о проделанной работе. Если бы в Керченском политехе был психолог, который действительно понимал, чем там живет каждый ребенок и что им движет, то, возможно, трагедии мы бы избежали.
Вторая проблема — современные дети слишком часто предоставлены самим себе. Не только в неполных, но и во вполне благополучных семьях многим родителям не хватает времени на ребенка. Его воспитывают улица, гаджеты, интернет. У нас нет единой системы, воспитывающей в детях деятельных, увлекающихся личностей. Да, есть общественные и государственные организации, которые проводят для детей различные выставки, фестивали, слеты. Но это единичные мероприятия, они не охватывают каждодневную жизнь подрастающего поколения, не формируют занятость в неучебное время и всестороннее развитие личности, осознающей свою нужность другим, понимающей свое место в жизни. Поэтому сегодня, а не к очередной круглой дате, нам необходимо 100-процентное обеспечение детей и подростков бесплатными кружками, музыкальными школами и спортивными секциями.
Только за прошедшее лето в России погибло почти 500 детей, оставленных без внимания взрослых, — почти в два раза больше, чем в прошлом году. Страшная цифра. Проблема стоит настолько остро, что впору объявлять тендеры среди коммерческих структур, оказывающих эти услуги, и замещать ими недостающие государственные учреждения, предоставляя детям возможность заниматься без оплаты.
Для решения проблемы нужны две составляющие: политическая воля и достаточное финансирование. И это не просто статья расходов, а важный вклад в будущее.
И, наконец, третий аспект — безопасность. Поставить в каждой школе по автоматчику? Все мы прекрасно понимаем, что этот шаг является временным. Вопросы безопасности должны быть на повестке дня в школах и колледжах всегда, а не после того, как трагедия произошла.
Я кратко перечислила лишь некоторые неотложные меры, которые государство может и должно претворять в жизнь. Чтобы наши дети не хотели убивать друг друга, они должны стать мыслителями, творцами, стремящимися созидать, а не разрушать и уничтожать.
Трагедия в Керчи — очередное напоминание об общей беде, в которой оказались наши неприкаянные дети. И напоминание это, увы, не последнее.
Автор — председатель Национального родительского комитета