Развилка-2015: как власти реагировать на новую нестабильность

16.03.2015 10:30
Орлов
Дмитрий

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

В этом году правящей элите придется выбирать из двух альтернатив: новая широкая коалиция с опорой на консерваторов или стратегия осажденной крепости
Ситуация в России в силу одновременного действия сразу нескольких факторов становится менее стабильной, чем в предыдущие годы. Перечисление событий, подтверждающих этот тезис, может занять много времени. Намного важнее — какие социальные процессы стоят за этими событиями. Попытаюсь ответить на четыре вопроса, которые представляются принципиальными.

1. Почему возникает запрос на нестабильность?
2. Какие социальные группы могут поддержать этот запрос?
3. Какой будет динамика поддержки власти?
4. В чем заключается основная социально-политическая альтернатива?

Посткрымский человек — человек нетерпения

Советский человек послевоенной эпохи — человек терпения. Постсоветский человек — человек надежды. Посткрымский человек — человек нетерпения.

«Нетерпение» означает, что значительная часть населения готова к резкому ускорению политических и социальных процессов. Эти люди устали ждать. Под влиянием идеологов «русской весны» и национальных СМИ в их «картине мира» вполне реальными представляются восстановление СССР в том или ином варианте; национализация крупной собственности; масштабная война в Европе.

«Нетерпеливые» еще не преобладают в структуре «путинского большинства», но уже значительно представлены в его структуре. «Нетерпение» — одна из главных новых угроз стабильности. Ожидание «русского/советского реванша» или социальной революции:

– не может быть бесконечно долгим;
– вряд ли может быть преодолено путем постоянного инкорпорирования «нетерпеливых» в структуру традиционного большинства, поддерживающего власть;
– может привести к падению доверия к власти, которая в логике «нетерпеливых» не справляется и не может справиться с «глобальными» задачами.

Русский прекариат — опасный класс

Философ и социолог Гай Стэндинг назвал прекариат «новым опасным классом». Прекариат состоит из больших групп людей, занятых на временной, проектной работе, дауншифтеров и значительной части представителей свободных профессий. В единый класс их можно объединить потому, что они не имеют значительной собственности и не встроены в традиционную систему трудовых коллективов, профсоюзов, социальных гарантий.

Российский прекариат (а это несколько миллионов людей) — часть более значительной группы населения, занятость которой не фиксируется официальной статистикой. Основное отличие прекариата от жителей с нефиксируемой занятостью — большая подвижность, «текучесть» в сочетании с повышенными ожиданиями.

Еще недавно прекариат не представлял существенной проблемы для власти: эти люди были атомизированы и думали по преимуществу о своих личных интересах. Опасность прекариата для устойчивости политической системы России сегодня, когда он определенно возрастет численно (в том числе за счет безработицы), но потеряет относительную экономическую независимость, сходна с опасностью, которая исходила от пролетариата вплоть до середины 1930-х годов.

Будучи консолидированным, прекариат может быть вовлечен в различные агрессивные политические проекты (например, региональные протестные движения), причем степень этого вовлечения возрастает в условиях развертывания экономического кризиса. Он также может обеспечить трудно прогнозируемую и при этом неблагоприятную для власти «мобилизацию последнего дня» в ходе любой избирательной кампании, от выборов советников районного собрания до президентских выборов.

Коррекция рейтингов неизбежна, катастрофа — нет

Рейтинг доверия Владимиру Путину находится на уникально высоком уровне, превышающем 80%. Это обусловлено влиянием внешнеполитической ситуации весны 2014 года. Рейтинг доверия власти с начала нулевых почти всегда был «тефлоновым», исключением был лишь период монетизации льгот. В ближайшее время можно со значительной долей вероятности спрогнозировать негативную коррекцию рейтинга Владимира Путина, которая повлечет за собой негативную коррекцию рейтинга «Единой России».

На коррекцию повлияют: развертывание экономического кризиса и его последствия для граждан, включая последствия санкционного режима; усталость населения от «украинской» политической и медийной мобилизации; возможное разочарование части «нетерпеливых».
Рейтинг доверия президенту может скорректироваться до примерно 60%. На этом уровне он, скорее всего, закрепится на среднесрочную перспективу (так называемое плато) при следующих условиях:

– правительство не будет принимать решений, которые способны качественно ухудшить базовые условия жизни граждан;
– будут относительно эффективно действовать инструменты регулярной мобилизации доверия консервативных групп. При стабильном поддержании рейтинга на «докрымском» уровне (чуть более 60%) доверие к власти будет основано, как и все 2000-е годы, на позиции консервативных, а не радикальных групп. И поэтому оно будет более устойчивым, чем нынешний сверхвысокий уровень поддержки.

«Инклюзивная стратегия» или «осажденная крепость»?

Как должна действовать власть, реагируя на новую нестабильность? Стоящая перед ней альтернатива, «развилка-2015», актуальна именно сегодня — за год до начала большого избирательного цикла 2016-2018 годов.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display('div-gpt-ad-1421852788544-0'); });


«Инклюзивная стратегия» — создание новой широкой коалиции поддержки власти с опорой на «консерваторов» (бюджетозависимые группы, пенсионеры), с привлечением активных групп и бизнес-сообщества. Очевидные инструменты этой традиционной, «консервативной» мобилизации общественного доверия — правительственная антикризисная программа и регулярная антикоррупционная повестка, опора на малый бизнес и самозанятых.

«Осажденная крепость» — новая перезагрузка «большинства-2014» с опорой на «консерваторов» и «нетерпеливых». Она может быть основана на постоянной и усиливающейся мобилизации общественного доверия по модели военного времени. Ее могут также подкрепить показательные масштабные антикоррупционные дела и добавление в политическую повестку «социально-уравнительных» элементов (например, может вновь стать актуальным требование ввести подоходный налог со значительной прогрессией).

При реализации обоих вариантов возможны как переход к относительной стабильности, так и ускоряющаяся дестабилизация.

Выбор альтернативы — за властью, понимаемой в нашем случае как широкая коалиция правящей элиты.

Статья подготовлена на основе тезисов доклада автора на Втором конгрессе Российской ассоциации политических консультантов.

Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/politics/16/03/2015/55055d559a7947502aba3477

Партнеры