«Делаем максимум, чтобы наш город и дальше оставался локомотивом развития всей страны»: О чем Собянин рассказал Путину

05.03.2024 07:30

Собянин доложил Путину о реализации в Москве проектов мирового уровня

Андрей АБРАМОВ
 

Глава города докладывал о результатах социально-экономического развития столицы по итогам прошлого года

Фото: REUTERS

Разговор получился обстоятельным. Глава города докладывал о результатах социально-экономического развития столицы по итогам прошлого года. А заодно обозначал планы по крупнейшим городским программам - развития промышленности, транспорта, культуры и социальной сферы.

Выбрали самые важные моменты из доклада Собянина - вот какие данные легли на стол президента.

ЦЕНТР БЕСПИЛОТНИКОВ И МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ

"Хотелось бы сжечь пару "Абрамсов": суровый взгляд на ситуацию под Донецком из кабины российского танкаВИДЕО
Экономика Москвы продолжает расти. Мэр рассказал: за минувшие два года объем инвестиций в основной капитал составил 17,8 трлн рублей. Этот экономический параметр отражает сумму всех затрат города на материальные объекты — технику, оборудование, дороги, инфраструктуру, реконструкцию, даже объекты интеллектуальной собственности (например, программное обеспечение) и т.д. Если сравнить цифру с «трехлеткой» 2009-2011 годов в сопоставимых ценах, то она выросла в 3,7 раза.

«Драйвит» (термин современного бизнеса, то есть «ведет за собой») экономику города обрабатывающая промышленность. В прошлом году столица поставила рекорд по росту этой отрасли – плюс 22,3%. Настолько процентов выросло производство всех предприятий обрабатывающей промышленности за год.

Прежде всего это обусловлено динамичным развитием высокотехнологичных производств. За прошлый год промпредприятия Москвы отгрузили продукции на 10,6 трлн рублей. Это на 55% выше, чем в 2016 году (в сопоставимых ценах). Поэтому когда говорят, мол, столица сама ничего не производит, а только аккумулирует деньги, то утверждение — в корне ошибочное. Например, в 2023-м в 3,5 раза увеличился выпуск одежды, более чем в два раза электрического оборудования. На подъеме производства фармотрасли и другие (подробнее см. «Конкретно»).

Зеленоград остается крупнейшим в стране центром микроэлектроники. Там, на площадках ОЭЗ «Технополис Москва», реализуются важные проекты. Такие, например, как производство фотонных интегральных схем, микроэлектронных компонентов, фотошаблонов — все необходимое для российской электроники, без чего ни самолет не полетит, ни карта «Тройка» работать не будет.

Москва возглавляет гонку развития беспилотной авиации. В октябре прошлого года в индустриальном парке «Руднево» создали кластер, посвященный беспилотным летательным аппаратам. По поручению президента, открыт Федеральный центр Беспилотных авиационных систем и запущен первый в стране Центр коллективного пользования.

Вскоре парк должен прирасти лабораторно-исследовательским центром. В нем будут испытывать беспилотники — аэродинамические и цифровые показатели. Построят летно-испытательный комплекс, чтобы экспериментальные БПЛА и вертолеты можно было качественно тестировать.

Технологиям, без которых немыслимы все современные системы, столица уделяет особое внимание. В прошлом году в Красной Пахре (ТиНАО) начали строить первую в стране гигафабрику - так называют производства литий-иконных акумуляторов. А приставка «гига» указывает на мощность и объемы производства (гигаватт*часы). Завод будет выпускать батареи для электротранспорта. Прежде всего, для новых моделей авто «Москвич», в которых вместо двигателя внутреннего сгорания стоит силовая установка (в обиходе «электродвигатель»). А также для электробусов, электросамокатов и электрических речных судов, которые уже курсируют по Москва-реке.

ПОЛОВИНА СТОЛИЧНЫХ СТРОЕК — ЖИЛЬЕ
То, что в Москве масштабно и быстро строят, видно и без данных статистики. А вот как, что и в каких объемах возводят девелоперы, рассказал Сергей Собянин. Стройка уверенно идет в рост. Главное, что растут именно объемы ввода — то есть проекты доводят до конца. За 2021-2023 годы в столице введено 44,8 млн кв. м недвижимости (в 3,7 раза больше периода 2009-2011). Порядка трети от этого числа построили в прошлом году.

Примерно половина вводимой недвижимости — жилье (21,9 млн «квадратов» в 2021-2023). Вторая часть – социальные объекты и коммерческая недвижимость. Последняя дает новые рабочие места и становится площадками для будущих производств.

Кроме того, в Москве действует программа стимулирования создания мест приложения труда. Если совсем просто объяснить ее суть, то застройщику полагается ряд преференций, если он возведет не только жилье, но и какой-то объект, где смогут работать люди. Девелоперы активно пользуются этой возможностью. Что помогает решать проблему маятниковой миграции (когда утром все едут на работу в центр, а вечером — домой) и дает новые возможности бизнесу. Суммарные инвестиции в программу превысят 1 трлн рублей.

Обороты набрала и реновация. Переселены или в процессе переезда более 150 тыс. жителей пятиэтажек. К 2027 году построят комфортное жилье еще для 350 тысяч участников программы.

МЕГАДОРОГИ
Говорили на встрече и о транспорте. Московские начинания в этой части справедливо называть — мегапроектами. Поскольку масштабы соразмерны мировому уровню. В прошлом году запустили Большую кольцевую линию метро. На ней уже совершают 1,3 млн поездок ежедневно. Перевозить пассажиров начали современные диаметры — МЦД-3 и МЦД-4. С начала их работы пассажиропоток направлений увеличился на рекордные 33% и 21%, соответственно.

Север и юг города связал Московский скоростной диаметр. Каждый день по нему проезжают до полумиллиона автомобилей. Трасса вошла в тройку наиболее востребованных автодорог города.

Стоит отметить, что транспорт — это не только комфорт передвижения и повышение динамики жизни. Он еще и мощный стимул для бизнеса и застройщиков, что в свою очередь двигает экономику. Например, суммарная экономическая отдача от БКЛ метро с начала строительства составила 2,1 трлн рублей – столько дополнительных налогов поступило в бюджеты — Москвы, федеральный и внебюджетные фонды. Подробнее о развитии транспортного комплекса в городе читайте в ближайших выпусках «КП».

А ЧТО С ПРЕСТУПНОСТЬЮ?
Москва практически ежегодно за последнее десятилетия попадает в рейтинги самых безопасных городов мира. Силовые ведомства за последние 13 лет отличают кратное снижение целого ряда преступлений (см. «На страже города»). Во многом этого добились благодаря городской системе видеонаблюдения. Камеры, картинка с которых централизованно стекается в единую базу, есть в подъездах, парках и скверах, вдоль всех улиц города.

Причем это не просто записывающие устройства. Ценно и программное обеспечение, на котором работает вся система. Три года назад заработал алгоритм распознавания лиц. Он моментально сигнализирует правоохранителям, если в поле зрения камеры попал человек, который находится в розыске. Причем речь не только о злоумышленниках. Система помогает искать потерявшихся людей, например, детей или пожилых, которые страдают от ментальных расстройств.

С 2015 года в Москве в 13 раз уменьшилось количество краж и угонов автомобилей. Тогда их было 8739, а в 2023 году зафиксировано до 676 случаев. Гроза автоворов — система «Паутина», которую сделали столичные разработчики при поддержке Правительства Москвы. Камеры «обучили» вычленять в патоке машины, которые находятся в угоне. «Паутина» так зарекомендовала себя, что ее распространили на все регионы России (за исключением, пока что, новых территорий).

«МЭШ» ПОШЛА ПО СТРАНЕ
Школы Москвы доминируют в рейтингах лучших учебных заведений России. Доступности и повышению качества образования столица уделяет особое внимание. Кроме поддержки педагогов и различных внеучебных программ, есть и технологические инструменты. Главным стала Московская электронная школа («МЭШ»). Это единая цифровая образовательная среда для учителей, учеников и родителей, которую используют все школы.

В «МЭШ» есть «Электронный дневник», «Электронный журнал», «Библиотека» (1,6 млн единиц образовательного контента). К нему привязана социально карта школьников «Москвенок» и «Портфолио учащегося». К разным разделам электронных сервисов ежедневно обращаются в среднем более 4,5 млн раз.

Московскую разработку положили в основу федерального проекта «Моя школа» — аналогичной информационной системы, но уже для всей страны. Сейчас подсистемы и цифровые сервисы «МЭШ» работают в Калужской и Московской областях, Республике Татарстан. Внедрять их готовится Тюменская область и Дагестан.

Упомянул Сергей Собянин на встрече и о московской киноиндустрии. Столица остается крупнейшим центром российской и одним из ведущих центров глобальной «фабрики грез». 9 из 10 отечественных лент сняты в Москве.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Результаты — одни из лучших за всю современную историю города. Двузначные темпы роста — от 25 до 40% — во всех важных для нас отраслях промышленности: фармацевтике, автомобилестроении, электронике, производстве продуктов питания.

Ввод жилья, социальных объектов и коммерческой недвижимости превысил 15 млн кв. м. А ведь ещё несколько лет назад мы строили примерно 8 млн квадратов в год и считали это отличным результатом.

Государственные и частные инвестиции достигли 6,9 трлн рублей. Город реализовал такие беспрецедентные проекты, как Большая кольцевая линия метро и Московский скоростной диаметр.

Как сказал президент, столица - центр науки, образования, промышленности. И все, что происходит в Москве, очень важно для экономики России.

Мы это понимаем и делаем максимум для того, чтобы наш город и дальше оставался локомотивом развития всей страны».

Сергей Собянин в личном telegram-канале по итогам встречи с президентом 4 марта.

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27574/4899510/

Партнеры