Tекст: Алексей Анпилогов
Заявление президента Владимира Путина о строительстве новой железной дороги от Ростова-на-Дону до Донецка, Мариуполя и Бердянска с последующим выходом на Крым показывает стратегический подход к освоению новых регионов. Они не просто восстанавливаются и интегрируются в российскую действительность – они становятся полноценными звеньями единой транспортной системы страны. О начале проектирования такой дороги говорилось еще в сентябре 2023 года, а в ноябре глава Запорожской области Евгений Балицкий заявлял, что фактически строительство такой дороги уже началось.
Сухопутный железнодорожный путь имеет огромное значение для стабильного снабжения Крыма в условиях, когда Украина при поддержке западных кураторов предпринимает попытки атаковать Крымский мост. Два года спецоперации показали узкие места логистики Крымского полуострова и Приазовья. Из-за блокировки Украиной главного меридионального железнодорожного хода «Север – Юг», который исторически пролегал через Харьковский железнодорожный узел, снабжение всего Крыма, а также Запорожской и Херсонской областей повисло на одной железнодорожной магистрали, проходящей через Крымский мост.
Более того, даже возможное освобождение Харькова в перспективе не решит вопрос разблокировки этого альтернативного железнодорожного хода. Дело в том, что южнее он идет еще далее на запад, до узловой станции Синельниково в Днепропетровской области и заходит в Запорожье, находясь в непосредственной близости от реки Днепр. Поэтому даже выход нашей армии на стратегический рубеж Днепра будет оставлять для Киева возможность воздействия на этот железнодорожный ход путем обстрелов или диверсий.
Конечно, сегодня на освобожденных территориях ДНР и Запорожской области есть альтернативный железнодорожный ход, идущий от Донецка через Волноваху, Камыш-Зарю, Токмак и Федоровку на Мелитополь. Однако у этого маршрута есть ряд ограничений.
Прежде всего, во многих местах он также проходит в непосредственной близости от текущей линии фронта. Во-вторых, он не электрифицирован и лишь частично был переведен на двухпутный вариант. Большая же часть этой железнодорожной ветки остается в первоначальном виде, унаследованном еще от Российской империи.
При советской власти и во время независимой Украины ветка была периферийной и активно не использовалась, на ней даже не обновляли многие старые перегоны и разъезды. С началом СВО, после того как Россия восстановила движение по этой ветке, ВСУ начали бить по старым мостам. От обстрелов некоторые из них разрушились. ВСУ устраивали диверсии, выбивая локомотивы и повреждая инфраструктуру. Несколько раз пытались подорвать самый крупный мост на этой ветке – через реку Молочную.
Таким образом, строительство железной дороги по направлению Ростов-на-Дону – Таганрог – Мариуполь – Бердянск – Мелитополь позволяет обеспечить надежную транспортную связность ДНР, Запорожской и Херсонской областей с «большой» Россией. И что не менее важно, обеспечить стабильное железнодорожное сообщение с Крымским полуостровом, создав настоящий «сухопутный мост».