Монстры-колхозники: курьерские электровелосипеды предложили убрать с тротуаров

05.03.2025 08:45

 

Доставщиков с электромотором заставят соблюдать правила дорожного движения

Евгений Багдасаров

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В Общественной палате России (ОП РФ) обсудили проблему двухколесных доставщиков с электромотором, которые не соблюдают правила дорожного движения и врезаются в пешеходов на тротуарах. Как предлагают ограничить их передвижение — в материале «Известий».

Согласно озвученным на круглом столе ОП данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, на ДТП с доставщиками на электровелосипедах приходится почти половина (42,9%) происшествий с этим видом транспорта. За девять месяцев случилось 920 аварий, в которых 25 человек погибли и 926 получили ранения.

Бесшумная угроза

— Мы пока недооцениваем угрозу от электровелосипедов, а это не такая безобидная история, — отмечает глава комиссии по транспорту городского заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. По его словам, уже при столкновении на скорости 25 км/ч травмы у пешехода будут как при падении с семиметровой высоты.

доставка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

Председатель краснодарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак обратил внимание на бесшумность электровелосипеда, из-за чего пешеход не может его вовремя заметить.

По данным Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС, в Санкт-Петербурге насчитывается 14 тыс. курьеров на электровелосипедах, в Москве — 35–40 тыс. В столице ежедневно 25 тыс. курьеров совершают 650 тыс. поездок, в основном на велосипедах с электромотором — такие данные приводит московская дирекция транспортного обслуживания.

 

Почти мотоцикл

По данным МАКС, большинство электровелосипедов находится в частной собственности: в столице их 75% против 25% кикшеринговых, в Санкт-Петербурге — 85% против 15% кикшеринговых. Наиболее популярным средством передвижения у курьеров стал Jetson Monster Pro с мощностью мотора 1,2 кВт и скоростью 45 км/ч. Однако, согласно российскому законодательству, мотор электровелосипеда не должен быть мощнее 0,25 кВт и должен автоматически отключаться на скорости свыше 25 км/ч.

Таким образом, «джетсоны» относятся уже к категории мопедов, то есть не могут передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам. Для передвижения на них доставщику требуется шлем и российское водительское удостоверение, так как он осуществляет коммерческую деятельность, рассказал член комиссии Общественной палаты по взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией (ОНК) Александр Холодов.

курьер

Фото: РИА Новости/Кирилл Зыков

— Если скорость выше 50 км/ч, то это мотоцикл. Значит, обязательна регистрация в ГИБДД с выдачей номеров, категория А в водительском удостоверении и, разумеется, никаких тротуаров, — заявил он.

Александр Холодов также обратил внимание, что тюнинг электровелосипеда даже не запрещен: никто не мешает купить одну модель и переоборудовать в другую. Кроме того, некоторые курьеры воздвигают на своих транспортных средствах целые «домики».

— Тюнингованные «монстры-колхозники» достаточно сложно контролировать, — отмечает президент ассоциации (МАКС) Александр Митюков.

С мая поедут медленно

Заместитель начальника управления новых видов мобильности Алена Досаева считает, что требование по мощности изжило себя, тем более что ее сложно проверить. Одним из ключевых направлений регулирования в столице считают снижение скорости. С мая 2025 года все курьерские электровелосипеды должны быть оборудованы iot-модулями, ограничивающими максимальную скорость 25 км/ч и автоматически снижающими ее в медленных зонах движения. Соблюдение курьерами правил, в том числе передвижение по тротуарам, уже контролируют с помощью камер благодаря номерам на транспортном средстве и сумке.

газ

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

В качестве дополнительных мер представитель управления новых видов мобильности предлагает ввести госрегистрацию и идентификацию электровелосипедов, установить требования к их оснащению, запретить парковку этих транспортных средств вне специальной инфраструктуры. Кроме того, необходимо установить специальную ответственность для пользователей электровелосипедов и выставлять штрафы с помощью комплексов фото- и видеофиксации. Также Алена Досаева высказала довольно радикальное предложение — повысить возраст использования электровелосипеда до 18 лет.

 

Скорость — это деньги

В целом все участвовавшие в круглом столе эксперты согласны с необходимостью убрать доставщиков на электровелосипедах с тротуаров. Алексей Цивилев считает, что всех электровелосипедистов возрастом старше 14 лет нужно отправить на проезжую часть.

Глава Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман обратила внимание, что зарплата курьеров привязана к скорости доставки. Поэтому более уместным, по ее мнению, будет причислить их транспортные средства к мопедам и пускать по проезжей части.

курьер

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Александр Митюков выразил опасение, что статистика ДТП может пойти вверх, если всех «электрифицированных» велокурьеров отправить на проезжую часть. Член Общественной палаты Ленинградской области адвокат Андрей Орлов отметил опасность передвижения на электровелосипеде по краю проезжей части зимой. Он привел пример из своей практики, когда водитель двухколесного электротранспорта не справился с управлением на снежной «каше» и упал под колеса автомобиля.

 

Как научить правилам

Александр Холодов считает, что необходимо ловить доставщиков в местах их скопления и проверять транспортные средства, которыми они пользуются. Количество подобных рейдов Госавтоинспекции в этом году выросло. В свою очередь, Андрей Орлов высказал мнение о необходимости ужесточить штрафы за нарушение ПДД на электровелосипеде и езду в состоянии алкогольного опьянения.

электровелосипед

Фото: ТАСС/Олег Елков

— Представим, что мы запретили доставщикам ездить на электровелосипедах. Тогда они пересядут на самокаты. Главный вопрос, знает ли водитель, управляющий электровелосипедом, ПДД и как он ведет себя на дороге, — отметил заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Максим Белугин. Он заявил о необходимости разработки программы обучения для пользователей электровелосипедов. Работодатели должны учить своих работников соблюдать ПДД, считает он.

Участники круглого стола отметили, что доставщики оформлены как самозанятые и в случае ДТП ответственность несут курьеры, которые устроены как самозанятые, а не компании.

Партнеры