Законопроект Минтруда «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» направлен на регулирование трудовой миграции, приоритетом которой станет организованный целевой набор работников. Законопроект прописывает обязанности и права работодателей, а также правила привлечения зарубежной рабочей силы в РФ. «Известия» ознакомились с документом.
— Предлагается ограничить срок действия документа двумя годами при условии работы у одного работодателя. Как показывает практика, это достаточный срок для завершения тех проектов, под которые был нанят специалист. Если потребность в работнике сохраняется, работодатель сможет вновь прибегнуть к механизму организованного набора, в том числе в отношении этого сотрудника. Если трудовые отношения с работодателем, который привлекал специалиста, завершены, ему необходимо будет покинуть страну в установленный срок, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минтруда.
Сегодня по действующему законодательству трудовые договоры с иностранными гражданами могут заключаться на бессрочной и срочной основе.
Согласно документу, целевым набором мигрантов будет заниматься специально создаваемая под эти цели компания.
— Контроль за пребыванием иностранных граждан на территории РФ возложен на МВД. Вместе с тем планируется создать государственную организацию в форме публичной правовой компании. Она выступит в роли оператора организованного набора, фактически выполняя роль кадрового центра для российских компаний. При этом она будет подключена к межведомственному взаимодействию и будет обязана вести мониторинг нахождения работника именно у того работодателя, под потребности которого он был привлечен, — сказали «Известиям» в Минтруде.
В ведомстве подчеркнули, что модель организованного набора спроектирована таким образом, чтобы стать приоритетным для работодателей механизмом найма.
Глава комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов заявил «Известиям», что поддерживает ужесточение миграционного законодательства.
— Отказ от заключения бессрочных трудовых договоров с иностранными гражданами заслуживает поддержки, так как это упростит контроль за пребыванием этих граждан в стране. Кроме того, сам трудовой договор при необходимости всегда можно продлить. Да, есть нехватка рабочей силы на рынке труда, но при этом на первом месте должна быть безопасность, — пояснил он.
Депутат считает, что также необходимо организовать жесткий контроль за перемещением и пребыванием мигрантов в РФ.
— Нужно ввести дактилоскопический контроль для таких иностранных граждан на всех участках пересечения границы. Кроме того, нужно урегулировать вопрос их проживания в соответствии с жилищным законодательством РФ. Это значит — никаких временных бытовок или вагончиков. Также следует усилить контроль за деньгами, которые перетекают за границу, — отметил он.
Парламентарий подчеркнул важность введения в РФ принципа трудовой миграции по запросу. Правильно заранее понимать, какой субъект РФ ждет иностранную рабочую силу и в каком количестве, отметил он.
Также Ярослав Нилов напомнил, что в Госдуму уже внесен ряд законопроектов по ужесточению миграционного законодательства. Недавно был принят законопроект, который не позволяет тратить средства маткапитала на детей мигрантов. То есть его с 1 января могут выплачивать только лицам, имеющим гражданство РФ на момент рождения ребенка, и только в том случае, если ребенок является гражданином России по рождению. При этом ранее приехавшие из-за рубежа могли получать эти выплаты.
Ранее «Известия» сообщали о разработке Минтрудом законопроекта, которым предлагается ввести новые условия для организованного набора трудовых мигрантов. В министерстве тогда поясняли, что документ направлен на увеличение заинтересованности работодателей в участии в организованном наборе и закреплении такого механизма как приоритетного.
Согласно данным Института демографических исследований РАН, по состоянию на февраль этого года в России насчитывается до 4 млн нелегальных мигрантов. При этом там признают, что точную цифру назвать невозможно. «Известия» направили запрос в это учреждение с просьбой прокомментировать актуальность предложенных Минтрудом мер.
«Известия» также попросили МВД оценить перспективы поддержки законопроекта, а также необходимость принятия других инициатив по ужесточению законодательства.
— У этого вопроса уже длинная борода. На моей памяти о целевом наборе мигрантов и других мерах контроля говорят уже полтора-два десятка лет. Конечно, такое регулирование необходимо, — сказал «Известиям» директор международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев.
При этом эксперт обратил внимание на то, что трудовые мигранты едут в Россию из разных стран. Есть приезжие из ближнего зарубежья, например из Средней Азии. А есть из европейских государств — таких мигрантов сейчас мало, но это высококвалифицированные специалисты.
— Но, естественно, целевой набор необходим, а вопрос трудовой миграции должен строго контролироваться государством. Надо тщательно оценивать каждого такого гражданина, а не подходить с позиции, например, сдал он экзамен по русскому языку или нет, — полагает эксперт.
Заведующий кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Владимир Ионцев считает, что России нужна новая миграционная политика.
— Законодательство нужно не ужесточать, а эффективно применять. Миграция заслуживает создания отдельного министерства, потому что этот процесс многогранен, — отметил эксперт.
По его словам, при сложной в России демографической ситуации заменить трудовых мигрантов в экономике сейчас будет проблематично. Поэтому мы вынуждены привлекать таких иностранных граждан, но важно при этом учитывать страны, из которых они могут быть приглашены. Сейчас получилось так, что 90% — это мигранты из Центральной Азии, резюмировал эксперт.