Цена на нефть опустилась ниже $30 за баррель. Доллар превысил отметку в 77 рублей, а евро ушло к 85. Согласитесь, начало года для нашего главного ресурса («черного золота») и российской валюты вышло совсем уж безрадостным. Но это было предсказуемо, считают многие эксперты. В ближайшие месяцы все может измениться в лучшую сторону. Известный инвестиционный эксперт Василий Олейник все подробно объяснил в эфире Радио «Комсомольская правда».
«НЕФТЯНАЯ ВОЙНА ЗА РЫНКИ СБЫТА»
- Василий, наш рубль очень сильно зависит от нефти. Мы все это знаем. И уже полтора года наблюдаем, что происходит…
- А почему все делают акцент именно на рубле, как на валюте, которая больше всех зависит от нефти? Наш рубль здесь не одинок, он идет в тандеме со всеми валютами развивающихся стран. Если посмотрите графики за последние три года - все валюты государств с развивающимися экономиками потеряли примерно одну и ту же величину. В Норвегии крона падает - там такая же сырьезависимая экономика. Исторический минимум был по нашим соседям - по Казахстану. Точно так же и Бразилия.
- Но есть и нефтяные Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. У них курс к доллару вообще не меняется...
- Им сейчас хуже всего. Хуже, чем России. Например, у нас в 2014 году бюджет зависел от нефтедоходов где-то на 55%, а в 2015-м - на 44%. То есть экономика понемногу слезает с нефятной иглы. В Саудовской Аравии бюджет зависит от экспорта нефти на 90%. Почувствуйте разницу. Да, у саудитов одни из самых крупных в мире золотовалютные резервы - около $700 млрд. Но они тают такими быстрыми темпами, что через два года при текущих ценах на нефть у них останется в три раза меньше.
- Так почему те же саудиты не пытаются влиять на нефтяной рынок, чтобы поднять котировки?
- Сейчас идет война на нефтяном рынке, она за место под солнцем. Потому что, если ты сократишь объем добычи, то твое место займут другие. Саудовская Аравия уже один раз наступила на эти грабли (в 2009 году. - Ред.), когда сократила объем добычи. Ее быстро потеснили Америка и Россия. Россия сейчас на рекордные объемы добычи вышла за последние 20 лет. Мы больше 9 млн. баррелей в сутки добываем и продолжаем наращивать. Это сейчас единственный для России рынок, где она может конкурировать. Потому что у нас плавающий курс рубля. И по большому счету нам все равно, какая цена на нефть. Мы временно ее сглаживаем курсом рубля, чтобы бюджет более-менее пополнялся. Не все страны это могут сделать.
«60% СЛАНЦЕВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УЖЕ ЗАКРЫТО»
- А чем должна закончиться эта война? Кто и за что воюет?
- Америка слишком нагло себя повела. Много на себя взяла. С другой стороны, это реальная конкурентная среда. И ничего здесь сверхъестественного нет. Америка буквально четыре года назад добывала 4,5 млн. баррелей в сутки. За 4 - 5 лет объем добычи нефти увеличился в два раза - 9 - 9,3 млн. баррелей на пике у них было. Если раньше та же Саудовская Аравия экспортировала нефть в Америку, была главным поставщиком, то полтора года назад настал момент, когда Америка сказала: все, ребята, мы сами себя практически обеспечиваем. Затем Америка стала добывать столько нефти, сколько ей уже нужно. После этого она сказала: теперь мы будем выходить на внешние рынки со своей нефтью, продавать и будем теснить вас там. Конечно, ни Саудовской Аравии, ни картелю нефтедобывающих стран ОПЕК это не понравилось. Они так зарабатывают все свои деньги, и конкурент не нужен. Весь объем добычи, на чем был взлет, - это сланцевая революция. И саудиты затеяли войну с демпингом цен. Мы видим, к чему это привело. Сланцевые компании уже начали закрывать свои месторождения.
- Пошел процесс, о котором все давно говорили?
- Стремительно. Они не выдерживают таких низких цен. Есть, конечно, разные технологические нюансы, которые дают им возможность держаться на плаву, но 60% сланцевых скважин уже закрыты.
- Как долго страны ОПЕК могут держаться?
- Все, что мы видим, - это борьба за рынки сбыта. Она будет продолжаться до тех пор, пока слабые игроки не уйдут с рынка. Первым делом - сланцевые компании. Они уже уходят. Например, в Канаде есть битуминозные пески - это слишком дорогая добыча нефти. Поэтому там сокращается объем. В некоторых странах картеля ОПЕК - Ливия, Алжир - тоже уменьшается добыча. В общем, везде, где себестоимость добычи $50 - 60, с учетом всех налогов. То, что сейчас происходит, - очень страшная ситуация. Она может пострашнее оказаться, чем в 2008 году, когда был крах ипотечных компаний, когда рынок недвижимости в Штатах рухнул. Вот сейчас то же самое, по сути, со сланцевой революцией. Рынок корпоративного долга в США составляет порядка $8 трлн. Около $2,5 трлн. из них - это проблемные активы. Большая их часть была вбухана в сланцевую революцию теми же банками, корпорациями за последние четыре года.
- То есть банкротятся сланцевые компании, они не отдают деньги банкам, те тоже банкротятся - и вот он, новый кризис в США?
- Именно так. Смотрите, сейчас в Америке получить деньги легко - ставка нулевая практически. Сланцевые компании сейчас могут занять лишь под 30 - 40% годовых. Это такая плата за риск.
- Другими словами, им просто не хотят давать деньги?
- Никто не хочет инвестировать в эту отрасль. Те, кто инвестировал, уже горят на этом. И эта пирамида начинает лопаться. В ближайшие месяц-два мы увидим первые крупные дефолты. А когда саудиты выбьют слабых игроков, то они могут взять и сократить объем добычи нефти. Когда спрос и предложение уравновесятся, нефть взлетит под $60. Это может произойти уже до конца года. А когда саудиты - я бы на их месте так и сделал - уменьшат объем добычи на 500 тысяч или на миллион баррелей в сутки квоты для всех стран, входящих в ОПЕК, то нефть сразу на $90 - бабах! А предложение легко не восстановишь. Чтобы запустить скважины, нужны инвестиции. А у компаний денег нет. Их должен проинвестировать банк, они должны вложиться в геологоразведку, в разработку. Это минимум год. Пока очнутся, а там нефть может опять рухнуть. Тоже риски.
- Как говорят специалисты, у сланцевого бизнеса есть такая специфика, что владельцы скважин могут при $30 за баррель законсервировать добычу, уехать на экзотические острова пить пиво, а потом быстро расконсервировать, когда станет выгоднее...
- Недавно проходил съезд в Америке, где представители всех сланцевых компаний были. Их спрашивали: при какой цене вы готовы выходить заново на рынок? Они говорят: если выше $55 - 60 цена нефти закрепится, мы готовы выходить. И речь не просто об отскоке, а о том, чтобы рынок закрепился на этом уровне. Иначе нет смысла.
|
«НЕФТЯНОЙ РЫНОК - ВО ВЛАСТИ СПЕКУЛЯНТОВ»
- Мы говорили о сланцевой революции, которая может прийти к краху в ближайшее время. Что тогда будет с нами?
- Для нас крах сланцевой революции - большой плюс.
- Когда лопнул инвестиционный пузырь в строительном секторе США в 2008 году, тогда был большой кризис всей мировой экономики, и по нам он тоже очень сильно ударил...
- Банкротство сланцевых компаний - это потрясение для фондовых рынков. Лучше глобально рассматривать все это. Вспомните, два или три года назад нефть под $100. Сейчас глобальные банки говорят, что нефть будет 10 - 15 долларов, приводят кучу аргументов. Но они же ровно два года назад говорили, что нефть будет 120, 140 и даже 200. Пока тема играется вниз, все будут пессимистами. А если нефть пойдет вверх, все будут кричать про 80, 90 и 100. Причем будут писать обоснованные статьи.
- Но ведь сейчас есть объективные причины. Растут объемы добычи, потребление падает, Иран вот-вот зальет мировой рынок своей нефтью…
- Вот вам простой пример. За год предложение на рынке нефти увеличилось всего на 1,5%. А нефть в цене упала на 60 - 70%. Какое, к черту, соотношение спроса и предложения?! Здесь все абсолютно по-другому. Нефтяной рынок сейчас во власти спекулянтов. Объем фьючерсов и опционов (виртуальные контракты на покупку сырья, используемые в биржевой торговле. - Ред.) на рынке нефти в три раза больше, чем вообще нефти на планете существует. Представьте, какие там бешеные ставки сейчас.
- Долго ли еще все будут играть на понижение?
- Может быть, мы еще квартал-два будем здесь наблюдать такие низкие котировки - в районе $35 - 45 за баррель, болтанка будет серьезная. Чем дольше здесь нефть простоит, тем быстрее потом вертикально вверх она полетит. К концу года вполне может подняться до $60 за баррель. А в течение 2017 года - до 80 - 100 за баррель. Легко!
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Почему рубль так ослабел?
Недавно в интернете появилась интересная дискуссия. Один из блогеров задавал закономерный вопрос. Нефть обновила 12-летние минимумы. Так мало (около $30 за баррель) сырье стоило только в 2004 году. Но вот нестыковка. Тогда доллар стоил всего 30 рублей. А сейчас (при той же стоимости нефти) - 77 рублей. С чего вдруг?
- Буквально до середины 2014 года рубль показал 12-летний цикл укрепления, - объяснил в эфире Радио «КП» Александр Пасечник, глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. - Во многом курс нашей валюты был высоким искусственно. И за это время накопилось искажение. Теперь сработала жесткая привязка к нефтяным котировкам. Поэтому и произошла девальвация.
Другими словами, речь о сравнении курсов рубля и доллара. На них влияет множество факторов. Но один из самых фундаментальных - это инфляция. Если сравнить ее в России и США, то в течение последних лет она отличалась в разы. Цены в нашей стране росли гораздо более высокими темпами, чем в Америке.
Вот вам голый расчет. По данным Росстата, накопленная инфляция с 2004 года составляет 210%. То есть цены в нашей стране за это время выросли более чем втрое. Для сравнения, накопленная инфляция в Штатах за этот же период составила всего 29%. То есть цены выросли меньше чем на треть.
Другими словами, курс доллара в 75 - 77 рублей сейчас примерно соответствует курсу в 30 рублей в 2004 году.
Конкретно
Не покупайте доллары
- Если вернуться к нашим кошелькам, что будет с рублем? И во что вкладывать?
- Не покупайте доллары. Сейчас самое хорошее время избавляться от валюты, у кого она есть. Российский рубль по-прежнему остается слишком крепким, но даже при дальнейшем снижении цен на нефть сильно выше отметок 80 - 82 рубля за один американский доллар он вряд ли упадет. С февраля для нашей валюты должна начаться белая полоса. Как мне кажется, в этом году будет очень серьезное ралли по рублю. Он будет очень сильно укрепляться. И отметки в 55 рублей за доллар, скорее всего, еще сможем увидеть.
|
- По другим активам? Что с недвижимостью, например, будет?
- Недвижимость дна еще не достигла. Но это скоро произойдет. Падение может составить еще 10 - 15%. Если кто-то задумался об ипотеке, ее уже выгодно брать. Таких цен (если переводить в доллары. - Ред.) не было с 2000-х годов. А перспективы роста у недвижимости в будущем хорошие.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Василий ОЛЕЙНИК. Родился в 1982 году. Окончил Московский технологический университет (МИРЭА) по специальности «вычислительные машины, комплексные системы и сети». На бирже - больше 10 лет. В последние годы - эксперт брокерской компании «Ай Ти Инвест». Является знаковой фигурой российского трейдинга, автором многочисленных публикаций на биржевую тематику