Алексей Навальный и сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов во время конференции «Выборы 2015–2016: повестка для оппозиции»
Фотография: Антон Новодережкин/ТАСС
28.04.2015, 00:00 | Владимир Дергачев, Андрей Винокуров
Околокремлевский фонд ИСЭПИ обновил «Рейтинг-2016», в который попадают наиболее перспективные политики, способные, по мнению экспертов, претендовать на победу на думских выборах по одномандатным округам. Эксперты предсказуемо невысоко оценивают перспективы новой демократической коалиции, говорят о том, что в раскрутке лидеров «антимайдана» сыграли роль либеральные СМИ, и выводят в лидеры представителей «Общероссийского народного фронта».
Рейтинг ИСЭПИ разделен на несколько групп: лидеры, а также политики, сохраняющие стабильные позиции, находящиеся на подъеме и на спаде. Ключевым является именно попадание в ту или иную группу, а не конкретная позиция.
По словам директора по исследованиям института Александра Пожалова, передвижение в рамках одной-двух позиций не так важно. Это может быть связано со сменой приоритетов политической повестки на профильные для других политиков.
Но вот весомые перемены в рейтинге и попадание в другую группу действительно имеют значение. Эксперт также акцентирует внимание, что рейтинг ИСЭПИ фиксирует политический потенциал общественно-политических деятелей, но это не значит, что они обязательно пойдут на выборы:
«Далеко не все общественники стремятся стать политиками, хотя, наверное, многие партии захотели бы на них опереться».
Одним из главных внутриполитических событий прошедших недель стало создание либеральной коалиции на базе партии РПР-ПАРНАС, анонсированное Алексеем Навальным и Михаилом Касьяновым. Однако, по мнению околокремлевских политологов, на правом фланге при высоком уровне активности партий имеется дефицит ярких политических лидеров, имеющих возможность баллотироваться в Думу-2016.
В Топ-100 ИСЭПИ не вошли сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов, депутат Госдумы Дмитрий Гудков, соратник Алексея Навального политтехнолог Леонид Волков, муниципальный депутат Максим Кац.
Среди оппозиционных демократов в сотню вошли только депутат ЗС Санкт-Петербурга Максим Резник и Мария Гайдар (№96). Составители рейтинга удивляются тому, что последняя не вошла в демократическую коалицию на фоне попыток либералов работать с социальной повесткой и запроса на возвращение в политику образа «демократов 1990-х».
Авторы также задаются вопросом, почему оппозиция поставила на раскрутку нового бренда «Демократическая коалиция» вместо информационной поддержки партии РПР-ПАРНАС, поскольку избиратели будут отдавать голоса именно за партию. Возможно, новый бренд убедит избирателей в обновлении к 2016 году палитры «потерпевших немало политических поражений столичных лидеров либералов».
За бортом коалиции помимо Гайдар оказался и лидер «Яблока» Сергей Митрохин (№92). С одной стороны, партия сохранила старый бренд и самоутвердилась для ядерного электората «социальных либералов», которым чужда поддержка социально-экономических идей реформаторов 1990-х. С другой, считают эксперты, «Яблоко» превратилось в объект постоянной критики со стороны конкурентов по демократическому лагерю и либеральных СМИ, из-за чего партия не может серьезно расширить электоральную базу и привлечь новых ярких лидеров.
Победителями же «командного зачета» рейтинга стали ОНФ и так называемые институты общественного контроля. Первое место занимает Александр Бречалов, который в своем лице объединяет их, как сопредседатель «Фронта» и секретарь Общественной палаты.
Эксперты считают, что успех политику обеспечили совместная с профильным думским комитетом общественная кампания за сохранение в бюджете госфинансирования для социально ориентированных НКО, принятие правительством за основу подготовленного им варианта амнистии офшорных капиталов. Создатели рейтинга также отмечают, что Бречалов задействован в поиске «новых лидеров» гражданского общества в регионах.
Создатели рейтинга обращают внимание, что «выходцы из ОНФ» — безусловные лидеры по «качеству роста». Пожалов добавляет, что ОНФ по своим целям не является площадкой для выдвижения будущих политиков и не ставит задачу участвовать в выборах, но в определенном смысле выполняет функции своеобразной «школы предметной политической работы» для общественных активистов, особенно когда они готовят и отстаивают конкретные проекты решения социальных проблем, связанные с необходимостью изменений в законодательстве.
В категории «на подъеме» на 18-м месте оказалась еще один сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева. На 13-е место благодаря работе на площадках «Фронта» вернулся председатель севастопольского заксобрания Алексей Чалый.
К слову, представители Крыма вообще демонстрируют рост показателей: помимо Чалого в рейтинге оказались глава республики Сергей Аксенов (№8) и прокурор Наталья Поклонская (№10).
При этом крымчане — единственные региональные лидеры, чьи позиции в рейтинге укрепляются. Остальные, наоборот, демонстрируют тенденцию к падению показателей. Составители рейтинга объясняют это доминированием федеральной повестки.
«Содержательной и результативной законотворческой работой» объясняют внезапный рост бизнес-омбудсмена Бориса Титова (№2). По словам Пожалова, его работа по защите интересов бизнеса приобрела политическое значение именно с наступлением кризиса:
«Его успех отражает значимость в кризис для власти повестки поддержки малого и среднего бизнеса, уже в начале года он был в десятке лидеров».
На третью позицию рейтинга сразу после Бречалова и Титова попал глава бюджетного комитета Госдумы единоросс Андрей Макаров, который провел пакет антикризисных поправок к бюджету, согласовав жесткую позицию финансового блока правительства РФ по оптимизации бюджетных расходов и требования депутатов сохранить «социалку» и поддержать промышленность.
Кроме того, Госдума контролирует антикризисный план, а сам Макаров курирует законопроект о декларировании «офшорных капиталов».
В новичках рейтинга — лидер партии «Великое Отечество» и один из создателей движения «Антимайдан» Николай Стариков (№72). Парадоксальным образом в раскрутке борца с англосаксонским заговором, по мнению Пожалова, сыграла роль «медиамашина либеральных СМИ».
«Для сторонников либеральной оппозиции его взгляды, конечно, неприемлемы, но он и его партия ориентируются на национал-патриотический сегмент политической системы, где эти идеи достаточно популярны. Однако там высока и конкуренция», —
заключает политолог.
Политтехнолог Рифат Шайхутдинов (№76) после перехвата «Гражданской платформы» у Михаила Прохорова сохранил большинство региональных отделений, депутатов и партийный бренд и сформировал свой федеральный политкомитет. Однако пока не привлек в партию новых федеральных «лидеров мнений» — в результате роста не получилось, удалось только сохранить стабильные позиции.
Ушедшие из «Гражданской платформы» региональные политики, в том числе Евгений Ройзман (№97), «пока не находят себя в других партийных проектах».
По мнению ИСЭПИ, личные перспективы Оксаны Дмитриевой (№49) по одномандатному округу в 2016 году «не вызывают сомнений у экспертов, а конфликт прибавил узнаваемости ей самой и ее политическим взглядам».
С другой стороны, эксперты сомневаются в успехе ее новой партии на базе движения «Развитие предпринимательства». Ее супруг Иван Грачев (№100), потерявший комитет Госдумы по энергетике, оказался «на спаде».