Нуриэль Рубини: «Экономика России начнет расти с 2016 года»

02.12.2014 08:30

 

Экономист считает, что Запад сделал ряд больших ошибок по отношению к России

Нуриэль Рубини: «Экономика России начнет расти с 2016 года»

Фото: REUTERS/Ruben Sprich

В начале этой недели корреспондент «Известий» на международном форуме «Трансформация «Самрук-Казына» в Казахстане пообщался с экономистом Нуриэлем Рубини, который предсказал мировой кризис, начавшийся с 2008 года. Рубини ожидает, что через 5–6 лет Европа сменит российский газ на американский, и что в случае эскалации конфликта России и Запада Банк России неизбежно столкнется с дилеммой — гиперинфляция или рецессия. По мнению экономиста, рост ВВП России может начаться в 2016 году. Касательно текущего обострения международных отношений он заявил, что Запад зря в 2000-х стал втягивать Украину и Грузию в НАТО.

— Мы приехали сюда посмотреть на трансформацию Фонда национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына», куда входят крупнейшие госкомпании страны. Было заявлено, что компании фонда сократят издержки и выйдут на IPO. В России тоже работает несколько крупных суверенных госфондов. Как вы считаете, они в трансформации нуждаются?

— Программа развития «Самрук-Казына» рассчитана на 35 лет, она предполагает наращивание государственных и частных инвестиций, сокращение числа уровней управления, продажу непрофильных активов. Эту программу составляли эксперты из 14 стран, они учли сложности, с которыми сталкивались при трансформации фонды нацблагосостояния других стран — сингапурский Temasek, малайзийский Khazanah и другие. Процесс пересмотра стратегии управления госхолдингом, напрямую влияющим на состояние экономики страны, начат вовремя — последние тенденции указывают на смещение центра мировой экономической гравитации в Азию и рост роли Казахстана как финансового узла. Процесс изменений в казахстанском госфонде пойдет параллельно диверсификации экономики, постепенному переходу ее от добычи полезных ископаемых к их переработке. Параллельно, понимая, что доля государства в компаниях страны больше, чем она должна быть, Назарбаев берет курс на повышение доли частного капитала с 20% до 50% в «Самрук-Казына». Думаю, что при таких условиях ВВП страны ежегодно может расти на 5–6% в долгосрочной перспективе.

Экономика же России переживает не лучшие времена. Между 1998 и 2008 годами в России шло множество экономических реформ и ВВП рос на 8% в год, но экономика остановилась с глобальным кризисом 2008-го. В Казахстане в конце 2000-х тоже лопнул ценовой пузырь на рынке недвижимости, а также некоторые банки. Но за последние годы казахстанская экономика восстановилась и росла на 6% в год, в то время российский ВВП не поднимался выше 2–4% в год, а это, заметьте, произошло задолго до санкций, связанных с украинскими событиями.

Если вы спросите, в чем истинная причина, я бы ответил, что Россия намного приблизилась к тому, что люди относят к государственному капитализму. Посмотрите на энергосектор. Частный сектор в России до сих пор очень слаб.

Поэтому здесь вопрос о том, как управлять российским фондами, проводить ли в них трансформацию или нет, не важен. Вопрос должен быть поставлен так: хочет ли Россия, чтобы частный сектор рос на деле, а не на словах, и занимал весомую часть в экономике, или же для нее важнее переводить еще больше частных активов в госсектор. Такая долгосрочная стратегия вряд ли может как-то поспособствовать экономическому росту страны.

— В прошлом году Roubini Global Economics пророчила замедление ВВП России до 3,2%. Какие ожидания сейчас?

— Тот прогноз, конечно, не учитывал столь высокую эскалацию конфликта интересов России и ЕС на Украине, переросшую во взаимные санкции. Теперь же, по моему мнению и прогнозу МВФ, рост ВВП России в 2014 году будет нулевым или вообще отрицательным, и следующий год точно не будет лучше этого, так что, даже если действие санкций будут приостановлено, российская экономика начнет расти в лучшем случае с 2016 года.

Причем повлияют не столько санкции, сколько общее падение цен на сырье, вызванное в том числе ростом добычи шельфового газа в США, Канаде и других странах мира. Кроме того, цена на нефть зависит и от цены на доллар, и укрепление американской валюты в целом в мире давит и на нефтяные котировки, и на рубль.

— Как экономика России может минимизировать эффект падения котировок?

— Знаете, тут вариантов не так много. Вливание в экономику средств из стабилизационного фонда адекватно лишь в случае временного падения цен, и если цены будут падать в среднесрочном и долгосрочном периоде, вероятнее всего, такое финансирование не поможет. В условиях постепенного отказа Европы от российского сырья Россия пытается диверсифицировать свою экономику и перенаправить больше своего газа и нефти в Китай — цену там предлагают неплохую, учитывая, что Россия была по сути загнана в угол.

Но будущее для российского сырья явно не лучшее: вакантное место поставщика газа в Европу, скорее всего, будет занято США — они сейчас в процессе отмены собственного запрета на экспорт нефти и получения лицензий на экспорт сжиженного газа. Дайте им 5–6 лет — и Европа перестанет надеяться на российский газ, который будет продан по меньшей цене Китаю. Выход в этой ситуации — начало диверсификации экономики, при которой она не будет зависеть так сильно от цен на сырье, переориентация ее на частный сектор и производство. Это единственное решение.

— При успешной диверсификации, по идее, курс рубля уже не так крепко будет привязан к доллару.

— Да, но не всё так просто. А прямо в настоящий момент, я думаю, есть как минимум три причины, существенно влияющие на котировки рубля. Первая — это конфликт с Украиной, во время которого фондовая биржа падает вместе с рублем. Если же конфликт стабилизируется, это может стабилизировать и рубль. Второй фактор зависит от роста экономики и общей вероятности продолжения экономической рецессии России. Третий как раз связан с ценами на нефть и газ.

Если эти цены продолжат падать, станут падать и объемы экспорта сырья. Постепенно ускорится инфляция, и Центральный банк России окажется в пикантной ситуации: если он попытается остановить ослабление рубля повышением процентной ставки, это еще больше ослабит экономику, но если такого шага не сделать, это может обрушить рубль и вызовет еще большую инфляцию. Серьезная дилемма. Поэтому я бы не хотел предсказывать точный курс рубля на будущее, слишком от многих факторов он зависит.

— Чтобы избежать таких дилемм, какой российский шаг вы видите первым?

— Прежде всего вы должны достичь компромисса с Западом. Я бы не хотел винить в эскалации этого конфликта Россию, потому что Запад тоже сделал ряд больших ошибок еще со времен развала СССР. А в 2007 году было запланировано включить Украину и Грузию в состав НАТО, и это никак не могло обрадовать Россию. Параллельно России необходимо думать о том, как вернуться к росту ВВП более чем в 3% — подойдет стратегия, включающая привлечение частного капитала, сокращением трат для ведения бизнеса, снижением уровня коррупции, увеличением возможностей для роста частного сектора, открытость для зарубежных инвесторов и так далее.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/577791#ixzz3KiQ81SyA

Партнеры