Фотография: Первый канал
К 70-летию Победы Первый канал показывает премьеру многосерийного фильма «Молодая гвардия», который по-новому рассказывает о краснодонском подполье и пытается с точки зрения исторической науки опровергнуть роман Александра Фадеева и фильм Сергея Герасимова.
О «Молодой гвардии» в советское время знали все. Во время оккупации Краснодона, с июля 1942-го по февраль 1943-го, в нем действовала подпольная организация, состоявшая из совсем молодых людей, вчерашних школьников, которые распространяли листовки и устраивали диверсии. В январе 1943-го члены организации были арестованы и после жестоких пыток казнены. Позже пятеро молодогвардейцев (Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов и Сергей Тюленев) получили звания Героев Советского Союза, остальные члены организации были награждены орденами и медалями; в их честь были названы улицы и школы.
Но официальная версия трагических событий, обнародованная сразу после освобождения Донбасса Красной армией, оказалась, как стало ясно через годы, очень неполной и неточной.
В конце 1950-х, после того как в суде дал показания один из краснодонских полицаев, был оправдан обвиненный в предательстве своих товарищей комиссар молодогвардейцев Виктор Третьякевич, его посмертно наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. В конце 1980-х стали известны еще несколько ключевых подробностей о деятельности и гибели организации — тогда звезду героя посмертно получил и командир «Молодой гвардии» Иван Туркенич. Еще одна комиссия работала на Украине уже в 2000-х — и она добавила несколько важных строчек в историю организации. И новые данные еще раз доказывали подвиг молодых людей, только уточняя события многолетней давности.
«Путь молодогвардейцев — это история, которая обросла мифами и домыслами», — уверен Леонид Пляскин, режиссер нового многосерийного фильма «Молодая гвардия», который с 5 мая начинает показывать Первый канал.
Этот сериал, по словам авторов, будет попыткой художественными средствами рассказать о подвиге «Молодой гвардии», опираясь на новые, полученные за последние десятилетия документальные данные.
Главным героем в нем станет Третьякевич (его сыграл Никита Тезин). В начале первой серии он воюет в партизанском отряде, после разгрома которого приходит в свой родной Краснодон, чтобы установить связь с подпольем. Там он встретит своего приятеля Сергея Тюленева (Юрий Борисов), вместе с которым и создаст организацию для борьбы с оккупантами. К ней примкнет и Любка Шевцова (Екатерина Шпица), которая по заданию командования с Артистом Туркеничем (Юрий Чурсин) выступает в местном ресторане, чтобы втереться в доверие к специалисту по борьбе с партизанами немецкому офицеру Ренатусу (Алексей Вертков).
Справиться с инерцией уже сформированной легенды новой «Молодой гвардии» будет очень сложно. Олег Кошевой прочно закрепился в массовом сознании как организатор и вдохновитель «Молодой гвардии» — благодаря опубликованному в 1946 году роману Александра Фадеева и снятому по нему фильму Сергея Герасимова (1948).
Впрочем, сам Фадеев подчеркивал, что его «Молодая гвардия» лишь основана на реальных событиях, а не полноценное документальное повествование.
И роман, и фильм, в котором первые значимые роли в кино сыграли будущие звезды советского кино Инна Макарова, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Георгий Юматов, Вячеслав Тихонов, были, без сомнения, яркими — именно поэтому они придавали весомость легенде. Книгу после смерти Фадеева оставили в неприкосновенности, а вот кинокартину пытались изменить в сторону большего соответствия исторической правде: в начале 1960-х она подверглась редактированию, в результате которого была убрана наиболее очевидная неточность. Была значительно уменьшена роль Евгения Моргунова (он играл Стаховича-Третьякевича), а фамилия его героя изменена на фамилию реального предателя «Молодой гвардии» Почепцова.
Вышедшая в 2006 году, посвященная истории «Молодой гвардии» четырехсерийная картина «Последняя исповедь» замахиваться на развенчание чего-либо и не стала: там совсем нет ни Третьякевича, ни Туркенича, ни других коммунистов-подпольщиков, зато появились религиозные мотивы и исповедь фашистов-убийц.
Сериал Пляскина метафизических тем не касается.
В нем показывают зверства немецких войск, поднимают темы холокоста и коллаборационизма, и, конечно, в центре внимания авторов — героизм простых людей, которые еще вчера и не думали о том, чтобы взять в руки оружие. И получается очень уместно — как раз к юбилею Победы.
При этом новый сериал старательно дистанцируется от книги Фадеева и фильма Герасимова, но такой подход приводит к другим проблемам, может, не сказывающимся на исторической точности, но снижающим зрительское восприятие. Так, авторы фильма словно стесняются рассказывать предыстории своих героев, видимо, полагая, что они и так хорошо известны. При этом актерам сегодняшнего российского кинематографа сложно соперничать с великими предшественниками, да и выглядят они постарше своих героев, которым в 1942-м не было и 20 лет.
Кроме того, как и в других отечественных военных фильмах последнего времени, в «Молодой гвардии» слишком много будто бы обязательных перестрелок и погонь. И Третьякевич уже в первой серии сноровисто расстреливает из пистолета сразу несколько полицаев, а в проморолике мчится на мотоцикле, стреляя на ходу в улепетывающих фашистов. Видимо, показать героизм молодых людей без этих эффектов сложно.