Риск новых вспышек коронавируса сохраняется во всех странах мира, заявила в интервью «Известиям» представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович. Поэтому нельзя ослаблять основные меры предосторожности — активное тестирование, требования по социальной дистанции, изоляция больных и отслеживание их контактов. При этом самая тяжелая ситуация с COVID-19 — в странах Америки, считают в ВОЗ. Мелита Вуйнович также рассказала о том, должны ли все страны в борьбе с коронавирусом последовать примеру Швеции и когда она сама планирует делать прививку от COVID-19.
— В начале августа ВОЗ заявляла, что по-прежнему оценивает уровень глобального риска в связи с COVID-19 как очень высокий. Эта оценка поменялась в сентябре? Для каких стран риск выше?
— В целом страны Америки по-прежнему несут наибольшее бремя COVID-19 в мире. В европейском регионе, к которому относится Российская Федерация, также наблюдаются новые случаи заболевания. Многие страны прилагают большие усилия для увеличения своих возможностей по тестированию. Становится очевидным, что наиболее эффективный способ контроля эпидемии — это активное тестирование, отслеживание контактов, лечение и изоляция тех, кто нездоров, а также физическое дистанцирование, гигиена рук и респираторный этикет. Сочетание всех этих мер позволяет успешно прерывать цепочки инфицирования.
Сейчас не время ослаблять эти меры, поскольку новые вспышки вируса могут случиться даже в тех странах, где наблюдается стабильная ситуация. Риск повторного занесения и возобновления инфекции будет сохраняться в каждой стране, и его необходимо постоянно контролировать по мере того, как вирус циркулирует между государствами и внутри них.
— Какие страны лучше всех прошли период первой волны нового коронавируса? За счет чего? Какие справились хуже других?
— ВОЗ не ранжирует страны по рейтингам. Мы собираем последние доступные научно обоснованные данные и практики, доказавшие свою эффективность. И делимся ими с международным сообществом и государствами — членами ВОЗ.
— При каких показателях заболеваемости стоит переводить страну (регионы) на дистанционное обучение и удаленную работу? Следует ли России готовиться к этому сценарию?
— Важные факторы эпидемической оценки ситуации — значительное сокращение числа новых случаев, а также показатель воспроизводства (сколько людей может заразить один человек с COVID-19), который должен быть <1. Но решение о введении ограничительных мер полностью относится к компетенции национальных органов власти, которые располагают наиболее полной актуальной информацией о том, что происходит в стране и ее регионах.
— Стратегия Швеции по введению мягких ограничений для борьбы с пандемией коронавируса признана ВОЗ образцовой. Возможна ли она в России? Сейчас ограничительные меры фактически свели на нет. Что вы думаете о сознательности и осторожности россиян в этот период?
— ВОЗ рекомендует, чтобы меры, принимаемые странами по борьбе с COVID-19, были разумными с научной и культурной точек зрения. Швецию можно рассматривать как страну, которая адаптирует меры к поведенческим и культурным особенностям своих жителей.Следование ее примеру необязательно означает принятие тех же мер. Но оно подразумевает адаптацию их к контексту и восприятию граждан с целью повышения приверженности населения рекомендациям для остановки распространения вируса.
— В августе ВОЗ заявляла, что собирается проанализировать данные о вакцине «Спутник V». Каковы результаты этого анализа?
— ВОЗ приветствует все программы разработки вакцины в мире. Всемирную организацию здравоохранения очень воодушевляет тот факт, что более 30 вакцин-кандидатов сейчас проходят различные стадии клинических испытаний, в том числе в Российской Федерации. Мы продолжаем взаимодействовать с российскими учеными и властями и с нетерпением ждем возможности изучить детали испытания вакцины.
— Вы лично собираетесь делать прививку от COVID-19? Когда и какую?
— Я планирую сделать прививку. А к вопросу о том, когда и какую, мы можем вернуться позже. Важно помнить про справедливое распределение вакцин и приоритетность их получения с точки зрения уязвимых групп населения. Я регулярно прививаюсь от гриппа и последнюю вакцинацию прошла в России, поскольку нахожусь здесь. ВОЗ рекомендует своим сотрудникам проходить необходимую вакцинацию. И как только вакцины будут оценены с точки зрения безопасности и эффективности, а также доступны, мы ожидаем соответствующих рекомендаций для всего персонала ВОЗ. Так что да, я сделаю прививку в той стране, где буду находиться в этот момент.
— Что вы советуете россиянам — постараться сделать прививку как можно раньше или по возможности дождаться окончания пострегистрационных исследований?
— Я рекомендую следовать рекомендациям национальных органов власти.
— Опрос ВОЗ показал: более чем в 90% стран оказание обычных медицинских услуг во время пандемии было нарушено. Каких проблем опасается мировое врачебное сообщество в связи с перераспределением сил и средств систем здравоохранения из-за ковида?
— Как объявили министры и представители 53 государств — членов Европейского региона ВОЗ на 70-й сессии регионального комитета, необходимо, чтобы мы использовали весь накопленный опыт первых восьми месяцев пандемии. Это подразумевает двойной подход для систем здравоохранения: при реагировании на пандемию предоставлять услуги, связанные с COVID-19, и в то же время гарантировать, что будет доступна необходимая основная медицинская помощь, в том числе профилактика, диагностика, лечение и реабилитация, а также — особенно — плановая иммунизация от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцин, включая туберкулез, ВИЧ и гепатит.
ВОЗ действительно обеспокоена поддержанием основных медицинских услуг в условиях COVID-19, включая предотвращение вспышек других заразных болезней. Это особенно важно сейчас, когда системы здравоохранения уже перегружены и многие медицинские работники сами инфицированы новым коронавирусом. ВОЗ опубликовала рекомендации, чтобы помочь странам принимать непростые решения и сбалансировать требования прямого реагирования на COVID-19. Хорошо организованные и подготовленные системы здравоохранения могут продолжать обеспечивать равный доступ к оказанию основных услуг во время чрезвычайной ситуации, снижая прямую смертность и избегая увеличения косвенной.
Также необходимо контролировать риск заражения в медицинских учреждениях. Это будет способствовать тому, что люди продолжат обращаться за медицинской помощью, когда это необходимо, и придерживаться рекомендаций общественного здравоохранения.