Процедура эвакуации авто может быть изменена

19.05.2015 11:00

 

 
     18 мая 2015, 21::25
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Текст: Иван Чернов, Роман Крецул

В Госдуме обсуждается целый ряд нововведений, призванных изменить ситуацию с массовой эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей. В частности, предлагается максимально точно определить момент начала эвакуации – для того, чтобы до этого времени владелец имел возможность бесплатно вернуть свой автомобиль.

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал нижней палате парламента поправки ко второму чтению законопроекта о порядке эвакуации автомобилей, передает РИА «Новости».

Первый замглавы комитета Вячеслав Лысаков внес законопроект на волне общественного недовольства тем, как работает система эвакуации неправильно припаркованных машин, введенная в Москве и ряде других крупных городов России несколько лет назад.

Началом эвакуации в соответствии с законопроектом предлагается считать начало движения эвакуатора. Такое определение прописано, чтобы гарантировать водителю, который подошел к машине до начала ее эвакуации, право получить свое транспортное средство назад и таким образом устранить препятствие для движения других авто.

«В действующем кодексе сказано, что эвакуация или задержание транспортного средства – это мера пресечения для обеспечения административной ответственности, и применяется она до устранения причины задержания, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – То есть, если водитель появился на месте, и в этот момент эвакуатор пусть даже тронулся, эвакуатор обязан остановиться и вернуть машину. Так что прописанная норма о начале движения вступает в противоречие с теми нормами, которые уже прописаны в нашем законодательстве. Я считаю возможным и обратный ход для эвакуатора, если появился водитель», – сказал он.

А чтобы не было разночтений у автомобилистов и сотрудников Госавтоинспекции, Похмелкин предложил прописать в законодательстве такую формулировку: «Когда и если водитель появился на месте и воспрепятствовал движению эвакуатора или просто предпринял действия к информированию задействованных в эвакуации людей о том, что он пришел, эвакуацию обязаны прекратить».

Вячеслав Лысаков возразил на это, что в таком случае невозможно прописать в законе, сколько может проехать эвакуатор и до какого момента после начала движения должны вернуть автомобиль. «А если он побежит вперед, забаррикадирует... должна быть точка отсчета, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Или, как некоторые предлагают: а почему тогда водитель не может встретить у ворот стоянки и забрать автомобиль? Это мы так уйдем в никуда. Предложенный вариант корректный. Мы говорим о том, что водитель имеет право забрать автомобиль, устранив причину задержания до начала эвакуации. Ты подошел, можешь сесть за руль и машину убрать, тем самым устранив причину задержания. Какой смысл ее вести, если водитель может сам ее убрать? Но если эвакуатор уже тронулся, процесс эвакуации начался».

По мнению Похмелкина, следовало бы вообще отменять штрафстоянки. «Я согласен с предложением Общественной палаты о том, что по возможности машины нужно эвакуировать в шаговой доступности, то есть на парковки, которые находятся недалеко от места эвакуации. Также надо ограничивать эвакуацию только теми местами, где выставлен специальный значок. Короче говоря, мы должны сделать эвакуацию экстраординарным фактом, а не так, чтобы это делалось повсеместно, как сейчас. И наконец, самое главное – нужно вернуть в закон норму о том, что за эвакуацию водитель не обязан платить, равно как и за хранение автомобиля на штрафстоянке», – рассказал Виктор Похмелкин.

«Поправки отменяют эвакуацию в случае, когда водитель забыл права: вы оставили права в другой куртке, выехали, вас остановил инспектор, а вам нечего показать. На сегодняшний день за это положено предупреждение или штраф в 500 рублей и задержание транспортного средства, то есть эвакуация. Понятно, что это не соответствует здравому смыслу и сегодняшним техническим возможностям, потому что инспектор может в течение минуты узнать, есть ли у гражданина права и не лишен ли он их», – рассказал Лысаков.

«Основная поправка, которая вызвала противодействие Москвы, – отмена тотальной эвакуации из-под запрещающих знаков и разметки. Сейчас запрещающие знаки и разметка являются содержательной части статьи 12.16 КоАП. Эвакуация – это не наказание, не дополнение к штрафу, а обеспечительная мера. Мы предложили применять эту меру только в случае нарушения ПДД, а это статья 12.19: человек бросил машину на остановке, на пешеходном переходе и меньше чем за пять метров до него, оставил автомобиль на тротуаре, в тоннеле, на мосту, на трамвайных или троллейбусных путях, либо если между автомобилем и разделительной сплошной менее трех метров. В этих случаях, когда машина представляет помеху и опасность, ее надо эвакуировать. Но не так, как сейчас – из-под всех знаков.

Вокруг этого в последние полгода ломались копья. Из-за этого пункта наших поправок мы не можем двигаться дальше. Я предложил альтернативу: вместо отмены запрета эвакуации по ст. 12.16 ввести в нее дополнение, которое предусматривает эвакуацию только в случае, если под запрещающим знаком стоит табличка «Идет эвакуация». Но если необходимости эвакуировать нет, то из-под запрещающего знака без этой таблички увозить не имеют права. Если вас увидят под этим знаком, вас могут оштрафовать, но эвакуировать не будут. Тем самым мы пробуем ограничить аппетиты некоторых чиновников, которые сделали из эвакуации бизнес», – рассказал Лысаков.

Еще одна поправка к законопроекту, предлагаемая Лысаковым, обязывает должностное лицо находиться у машины до начала ее эвакуации, что поможет избежать случаев, когда машину увозят без оформления необходимых документов.

«Думаю, в этом смысл есть, – прокомментировал Похмелкин. – Задача госавтоинспектора ведь не просто протокол составить, но и обеспечить законность всей операции. А значит, это еще и контроль за ее выполнением».

Напомним, в середине октября большой резонанс вызвал инцидент с «паркменом» – Константином Алтуховым, который почти сутки просидел в своей машине, погруженной на эвакуатор. Не соглашаясь платить пять тысяч рублей штрафа за эвакуацию, Алтухов был готов заплатить не более трех тысяч за неправильную парковку. В результате АМПП отпустил машину и водителя, но посулил нарушителю встречу в суде. Впоследствии в разных регионах произошло несколько подобных скандальных историй.

 

Текст: Иван Чернов, Роман Крецул

Партнеры