Российские антисанкции сыграли на руку контрабандистам

28.10.2015 12:00

 

Минфин объявил о победе над инфляцией, однако по итогам года рост цен все равно будет двузначным

 

 


                           Пока в Европе продукты питания дешевели, в РФ в условиях продовольственного эмбарго они стремительно дорожали. Фото Reuters

Российские власти победили инфляцию – по крайней мере им удалось избежать раскручивания инфляционной спирали. Такое громкое заявление сделал вчера министр финансов Антон Силуанов. Однако, несмотря на объявленную победу, рост цен в стране все равно будет двузначным. Пока что россияне не заметили позитивного эффекта от российских контрсанкций, которые должны были снизить зависимость страны от импортных поставок и курсовых колебаний. Судя по заявлениям представителей Россельхознадзора, больше всего от антисанкций выиграли аграрные контрабандисты.

Властям удалось избежать в этом году раскручивания инфляционной спирали, объявил вчера во время правительственного часа в Совете Федерации глава Минфина Антон Силуанов. Инфляционной спиралью он называет ситуацию, когда в ответ на рост цен власти индексируют бюджетные расходы и тем самым провоцируют новый рост цен.

«Нам удалось обуздать инфляцию», – сказал министр. В качестве доказательства он привел квартальные данные: «Если мы помним, в первом квартале инфляция была 7,3%, во втором – 1,1%, в третьем – 1,8%». Правда, несмотря на такую победу, рост цен в стране по итогам года все равно будет двузначным. «В этом году мы ожидаем уровень инфляции около 12–12,2%, – сообщил Силуанов. – В следующем году темп значительно уменьшится».

В свою очередь, замминистра финансов Максим Орешкин вчера уточнил, что в октябре Минфин ожидает месячную инфляцию на уровне 0,7% после 0,6%, которые были в сентябре.

Россияне, однако, вряд ли заметили победу над инфляцией. Еще более сомнительной радость Минфина выглядит, если сравнить российскую продуктовую инфляцию с европейской. 

Так, по данным Росстата, в прошлом году (декабрь 2014-го к декабрю 2013-го) цены на продукты питания выросли в России в среднем на 16,7%, в то время как в Евросоюзе они за этот же период снизились на 0,1%. В 2015-м по итогам сентября рост продуктовых цен с начала года составил в России около 10%. В Евросоюзе – 0,3%.

Снижению цен на европейских рынках и ускорению инфляции внутри России поспособствовало в том числе продовольственное эмбарго, которое правительство РФ ввело в ответ на антироссийские санкции западных стран. Ограничение импорта привело к снижению конкуренции. Ситуацию усугубили падение нефтяных цен и последовавшая за ним девальвация рубля. И все эти факторы сыграли на руку аграрным контрабандистам, о чем днем ранее сообщили в Россельхознадзоре.

В частности, как сказал в понедельник вечером замглавы Россельхознадзора Евгений Непоклонов, европейские санкции и российские контрсанкции повысили прибыльность аграрной контрабанды. «Безусловно, ситуация, когда есть европейские санкции и российские ответные меры, привела к падению цен на европейском рынке, что создало дополнительные стимулы для активизации контрабанды», – передает его слова ТАСС.

Представитель Россельхознадзора не стал называть конкретные страны: по его словам, «речь идет о нечистоплотных представителях бизнеса, которые находятся по обе стороны границы». С этим согласился и замглавы Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов: «Виноваты не отдельные страны, а транснациональные преступные группировки».

Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что антисанкции действительно помогли контрабандистам. «Запрет на ввоз некоторых продуктов, особенно продуктов премиум-сегмента, приводит к росту цен на них на черном рынке в несколько раз. То есть можно предположить, что прибыльность контрабанды выросла на 200–300% по сравнению с периодом до санкций», – считает экономист, бывший руководитель департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Олег Шахов.

«От продуктовой контрабанды в первую очередь выигрывают непосредственные соседи по СНГ, особенно члены Таможенного союза, а также европейские страны, по отношению к которым продуктовое эмбарго введено не было», – поясняет директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. При этом эксперт обращает внимание, что, например, называть контрабандой реэкспорт не совсем корректно: «С точки зрения закона перепродажа продуктов после частичной или полной переработки не является существенным нарушением. Этим и пользуются как ретейлеры, так и поставщики».

В то же время часть экспертов напоминают, что контрсанкции все же пошли на пользу некоторым сельскохозяйственным отраслям внутри страны. «Больше других от российских ответных санкций выиграли в растениеводстве производители сахарной свеклы и семян подсолнечника, а в животноводстве – производители курятины и свинины», – перечисляет аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Хотя одновременно с этим, по словам Лукашова, «явную слабость  продемонстрировало рыболовство – за восемь месяцев сокращение производства там составило 20%».

Партнеры